Действующий

Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года (с изменениями на 21 декабря 2023 года)

V. Индикаторы (показатели) реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года

(Раздел в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 3753-р. - См. предыдущую редакцию)


Настоящая Стратегия направлена на развитие российского финансового рынка, которое должно способствовать структурной трансформации российской экономики, росту благосостояния граждан, достижению национальных целей и реализации стратегических национальных приоритетов, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также в документах стратегического планирования в сферах социально-экономического и информационного развития, обеспечения национальной безопасности.

В целях отслеживания результатов развития российского финансового рынка неотъемлемым условием механизма реализации настоящей Стратегии является создание системы мониторинга состояния и развития российского финансового рынка, в том числе промежуточных и итоговых результатов реализации настоящей Стратегии.

Кроме контроля за реализацией планов мероприятий ("дорожных карт"), затрагивающих установленные настоящей Стратегией приоритеты, будет использоваться набор качественных индикаторов (показателей) оценки уровня развития российского финансового рынка, отвечающих признанным требованиям их разработки (адекватность, точность, объективность, достоверность, однозначность, экономичность и сопоставимость). Выбранные индикаторы должны позволить провести оценку решения задач, отраженных в настоящей Стратегии.

В связи с этим, а также с учетом специфики стратегического планирования в области финансового сектора будет применяться двухуровневая система индикаторов (показателей) развития финансового рынка, включающая в себя итоговые индикаторы (отражаются в настоящей Стратегии) и мониторинговые промежуточные индикаторы (отражаются в основных направлениях развития финансового рынка).

Построение системы индикаторов, используемых при мониторинге хода реализации настоящей Стратегии, предполагает применение подхода, основанного на комплексной оценке качества выполнения финансовым сектором своих функций в экономике. При этом безусловное, оторванное от экономических реалий увеличение объемных показателей по отдельным финансовым услугам не является целью Правительства Российской Федерации и Банка России. Граждане и бизнес прежде всего должны иметь доступ к необходимым финансовым услугам для удовлетворения своих жизненных потребностей с учетом уровня дохода и степени понимания инструментов финансового рынка.

Задачи и мероприятия настоящей Стратегии во многом направлены на развитие различных сегментов финансового рынка. Поэтому особое внимание планируется уделять мониторингу индикаторов, которые отражают емкость таких сегментов и активность на них участников, а также расширение потенциала долгосрочного финансирования. Такие индикаторы приведены в таблице 1 приложения N 2 к настоящей Стратегии. По ним для осуществления мониторинга определены прогнозные интервалы как на долгосрочном горизонте - на 2030 год, так и на среднесрочном горизонте - на 2024-2027 годы.

Способность финансового рынка вносить вклад в финансирование структурной трансформации российской экономики, охватить различные сферы экономической деятельности, то есть глубину финансового рынка, отражает индикатор 1, приведенный в таблице 1 приложения N 2 к настоящей Стратегии, - отношение активов финансового сектора к валовому внутреннему продукту.

Учитывая, что на горизонте действия настоящей Стратегии в первую очередь требуют развития рынок капитала и сфера небанковских финансовых услуг, принимая во внимание все еще сохраняющуюся узость этих сегментов, в набор индикаторов также включен индикатор 2, приведенный в приложении N 2 к настоящей Стратегии, - отношение активов небанковских финансовых организаций к валовому внутреннему продукту.

При этом при определении прогнозных значений индикаторов мониторинга развития финансового рынка важно принимать во внимание ожидаемую экономическую динамику. При подготовке настоящей Стратегии учитывался проект долгосрочного целевого сценария развития экономики Российской Федерации до 2030 года, подготовленный Министерством экономического развития Российской Федерации. Говоря о прогнозах, нужно учитывать высокую неопределенность, связанную в первую очередь с внешними условиями, а также потребность в структурной трансформации российской экономики, характер и скорость которой зависят от множества факторов.

В соответствии с проектом долгосрочного целевого сценария развития экономики Российской Федерации до 2030 года ожидается следующая динамика показателей финансового рынка. Учитывая, что на восстановление и развитие рынка капитала требуется время, в среднесрочной перспективе российские банки будут играть значимую роль в финансировании трансформации российской экономики. К 2030 году ожидается рост отношения активов российских банков к валовому внутреннему продукту до 100-120 процентов. В случае повышения интереса граждан к рынку капитала вклад в рост активов небанковских финансовых организаций к валовому внутреннему продукту может привести к увеличению активов участников рынка ценных бумаг. Ожидается, что отношение активов участников рынка ценных бумаг к валовому внутреннему продукту будет составлять 20-40 процентов в 2030 году. Активы участников рынка ценных бумаг включают в себя чистые активы паевых инвестиционных фондов, собственные активы профессиональных участников - некредитных финансовых организаций, клиентские активы на брокерском обслуживании и в доверительном управлении как у кредитных, так и у некредитных финансовых организаций. К 2030 году отношение активов страхового сектора к валовому внутреннему продукту составит 5-8 процентов, пенсионного сектора - также 5-8 процентов.

В условиях предстоящих изменений в экономике российский финансовый рынок, с одной стороны, должен принять участие в структурной трансформации российской экономики, а с другой стороны, - важно не допустить его чрезмерно быстрого расширения, которое в конечном итоге приводит к снижению устойчивости финансовых организаций, накоплению непосильной долговой нагрузки бизнеса и граждан, образованию "пузырей" и развитию иных кризисных явлений, которые могут помешать устойчивому росту российской экономики.

В части развития рынка капитала особую важность приобретает развитие долевого финансирования, которое носит наиболее долгосрочный характер. При этом для развития долевого финансирования значение имеет как общая емкость рынка, так и активность эмитентов. Данные аспекты отражают соответственно индикатор 3 - капитализация российского рынка акций к валовому внутреннему продукту и индикатор 4 - количество публичных размещений компаний на российском финансовом рынке, приведенные в таблице 1 приложения N 2 к настоящей Стратегии.

В условиях ожидаемого развития рынка капитала и привлечения внутренних источников финансирования инвестиций будет происходить расширение вложений граждан в инструменты рынка ценных бумаг для формирования долгосрочных накоплений, что отражает индикатор 5, приведенный в таблице 1 приложения N 2 к настоящей Стратегии. При этом важно обеспечить преобладающее использование гражданами услуг доверительного управления для ограничения рисков вложений в рынок ценных бумаг.

Особую роль среди долгосрочных инвестиционных инструментов может иметь программа долгосрочных сбережений граждан, которая начнет действовать в 2024 году. Для мониторинга интереса граждан к этой программе могут использоваться индикатор 6 - количество граждан, привлеченных в программу долгосрочных сбережений, и индикатор 7 - объем сбережений граждан, привлеченных в программу долгосрочных сбережений, приведенные в таблице 1 приложения N 2 к настоящей Стратегии. При этом установленные для этих индикаторов прогнозные интервалы определены с учетом как личного участия граждан в программе долгосрочных сбережений, так и с учетом перевода пенсионных накоплений в эту программу.

В условиях, когда на среднесрочном горизонте российская экономика опирается в первую очередь на внутренние ресурсы, важно их направление, прежде всего, на приоритетные направления деятельности и проекты, которые имеют важное значение для трансформации российской экономики. Для мониторинга тенденций в сфере проектного и торгового финансирования бизнеса будет использоваться индикатор 8 - доля проектного и торгового финансирования в структуре активов финансовых организаций, приведенный в таблице 1 приложения N 2 к настоящей Стратегии.

Кроме того, в таблице 2 приложения N 2 к настоящей Стратегии представлены мониторинговые индикаторы, отражающие развитие новых сегментов и инструментов, а также определенные качественные характеристики финансового рынка, имеющие важное значение для его развития, включая уровень конкуренции, информированность граждан и доступность для финансовых организаций профессиональных кадров. Изменение таких характеристик требует относительно продолжительного времени, поэтому для данных мониторинговых индикаторов установлены прогнозные интервалы на 2030 год.

Модернизации российской экономики будет способствовать применение инструментов устойчивого развития, связанных с окружающей средой (в том числе экологических факторов и факторов, связанных с изменением климата), обществом (социальных факторов) и корпоративным управлением. Финансовый рынок может внести значимый вклад в указанные процессы трансформации российской экономики благодаря предоставлению финансовых инструментов, соответствующих "зеленым" критериям, что отражено в индикаторе 1, приведенном в таблице 2 приложения N 2 к настоящей Стратегии.

Учитывая, что использование финансовых услуг, в том числе вложения в рынок ценных бумаг, несет пользу потребителям и может способствовать повышению качества жизни только при их правильном использовании, необходимо повышение уровня финансовой грамотности граждан, что отражается в индикаторе 2, приведенном в таблице 2 приложения N 2 к настоящей Стратегии.

Эффективному развитию российского финансового рынка будет способствовать создание конкурентных условий. Меры государственной поддержки в целях ускоренной модернизации российской экономики не должны ухудшать конкурентную среду. Отсутствие блокирующих барьеров входа для новых поставщиков, равный доступ к инфраструктуре и данным, возможности свободного перемещения потребителей финансовых услуг между поставщиками являются основными факторами финансовой доступности, эффективного ценообразования, повышения качества финансовых продуктов и услуг. Уровень конкуренции на финансовом рынке отражает индикатор 3, приведенный в таблице 2 приложения N 2 к настоящей Стратегии.

Кроме того, своевременная подготовка и повышение квалификации кадров для финансового рынка с учетом индикатора 4, приведенного в таблице 2 приложения N 2 к настоящей Стратегии, являются важным условием развития российского финансового рынка, соответствующего современным реалиям, в том числе потребностям внедрения новейших цифровых технологий и учета современной экономической повестки.

Принимая во внимание высокую неопределенность в отношении факторов, оказывающих существенное влияние на работу и развитие российского финансового рынка, а также существенный уровень воздействия внешних факторов на его развитие и деятельность субъектов финансового рынка, индикаторы (показатели) устанавливаются в виде прогнозного диапазона значений и предполагается возможность внесения изменений и корректировок в отношении индикаторов (показателей) и диапазона их прогнозных значений один раз в 3 года. В случае пересмотра прогнозного диапазона и при наличии расхождений между фактическими показателями и прогнозным диапазоном индикаторов (показателей) будет проводиться факторный анализ с соответствующим раскрытием информации.