В условиях ускоренного внедрения новых технологий в экономике и на финансовом рынке повышается запрос граждан, работодателей и работников на постоянную актуализацию знаний и умений. Одной из важных задач государства в области образования является организация совместно с финансовыми организациями, бизнесом и образовательными организациями подготовки специалистов, соответствующих быстро изменяющемуся спросу на квалифицированные кадры на финансовом рынке. Рост заработной платы работников на финансовом рынке должен быть обусловлен ростом производительности их труда, а не дефицитом рабочей силы.
В настоящее время отдельные крупнейшие финансовые организации самостоятельно организуют системы подготовки кадров, соответствующие их потребностям. Это создает не только дополнительные издержки для таких организаций, но и существенное конкурентное преимущество, учитывая, что менее крупные игроки не обладают ресурсами, достаточными для самостоятельной подготовки кадров. Они вынуждены конкурировать за ограниченное предложение квалифицированной рабочей силы и нести растущие издержки на поиск квалифицированных сотрудников. Это тормозит развитие финансовых организаций и порождает отток кадров в сторону крупных компаний, предлагающих конкурентоспособные условия оплаты труда.
В сложившихся условиях система образования должна обеспечить не только первичную подготовку специалистов, но и непрерывное повышение квалификации кадров, необходимых для функционирования и развития финансового рынка, в том числе с учетом процессов его цифровизации и трансформации, с учетом факторов, связанных с окружающей средой (в том числе экологических факторов и факторов, связанных с изменением климата), обществом (социальных факторов) и корпоративным управлением. Обучение должно стать гибким, динамичным процессом, ориентированным на взаимодействие образовательных организаций с гражданами в течение всей их трудовой жизни, что требует организации регулярного повышения квалификации преподавательского состава, соответствующей адаптации и настройки основных образовательных программ всех уровней образования и программ дополнительного образования. При этом важно создать равные возможности для доступа обучающихся к системе образования и повышения квалификации, а для бизнеса - возможности для актуализации знаний и навыков персонала. Этому способствует и то, что современные цифровые технологии и дистанционные форматы формируют экстерриториальный, в том числе в глобальном масштабе, рынок образования, создавая новые возможности для обучения и развития.
В рамках высшего образования должна быть обеспечена, с одной стороны, фундаментальная подготовка специалистов по широкому кругу направлений и специальностей финансовой сферы, а с другой стороны, углубленная специализация в конкретных областях финансового рынка в сочетании с подготовкой кадров на стыке смежных с финансовым рынком видов деятельности (в том числе цифровыми). Это должно найти отражение в содержании образовательных программ и присваиваемых квалификациях, в том числе вторых и последующих квалификациях.
Необходимо не только разработать и актуализировать программы образования, востребованные в ближайшем будущем, а также их динамичную подстройку к меняющимся реалиям, но и создать систему регулярного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в сфере современных цифровых финансовых инструментов и технологий для формирования у обучающихся актуальных знаний и компетенций в сфере финансового рынка. Имеется потенциал и в расширении преподавательского состава за счет работающих на финансовом рынке специалистов финансового рынка, для которых преподавание не является основной работой.
Важно также создание гибкой квалификационной системы финансового рынка, согласованной всеми ключевыми участниками (финансовые организации и профессиональные ассоциации участников финансового рынка, организации системы профессионального образования, Банк России, федеральные органы исполнительной власти). Гибкая квалификационная система должна включить актуализацию профессиональных стандартов и оценочных средств (а также внедрение более гибких способов их разработки), механизмы безбарьерных переходов от обучения к работе, между профилями квалификаций (через профессиональную переподготовку и повышение квалификации), доступ к разным формам альтернативного признания квалификаций (на основании не только формального, но и неформального обучения и опыта работы) в целях содействия успешной адаптации сотрудников к изменениям на рынке труда и профессиональной мобильности.
Актуальной является проработка вопросов интеграции (гармонизации) правовых механизмов и методологических подходов к установлению требований к профессиональной подготовке и признанию (взаимопризнанию) академических и профессиональных квалификаций специалистов финансового рынка государств - членов Евразийского экономического союза, а также (в перспективе) государств, с которыми развиваются партнерские отношения.