Национальная повестка устойчивого развития, в том числе вопросы охраны окружающей среды, достижения углеродной нейтральности, адаптации к изменению климата, развития социальной сферы, не теряют своей актуальности в условиях происходящей структурной трансформации российской экономики.
Необходимо продолжать работу по развитию рынка устойчивого финансирования в части инструментов и инфраструктуры рынка, внедрения вопросов устойчивого развития и учета факторов, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением (ESG-факторов), в корпоративное управление как компаний реального сектора экономики, так и финансовых организаций.
Важно также развивать подходы к регулированию деятельности по верификации инструментов финансирования устойчивого развития в целях повышения доверия к таким инструментам со стороны инвесторов, признания верифицированных инструментов финансирования устойчивого развития на финансовых рынках дружественных стран. В целях снижения разнородности методологий присвоения ESG-рейтингов и обеспечения их сопоставимости требуется определить подходы к их применению и присвоению. При этом необходимо обеспечить целостность, сопоставимость и прозрачность в рамках системы присвоения таких публичных оценок.
Одним из ключевых вопросов, решение которого необходимо для реализации повестки в области устойчивого развития, является доступность данных и информации об учете компаниями факторов, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением, и вопросов устойчивого развития, рисков и возможностей, связанных с ними. Раскрытие такой информации важно для всех заинтересованных лиц - компаний, инвесторов, органов государственной власти и регуляторов. В связи с этим реализуемые подходы к раскрытию информации об устойчивом развитии должны обеспечивать информированность всех заинтересованных сторон с учетом оценки рисков как раскрытия, так и ограничения раскрытия той или иной информации.
Еще одной задачей является анализ целесообразности интеграции рисков, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением (ESG-рисков), в регулирование и надзор российского финансового сектора. Глобальная декарбонизация, введение трансграничных углеродных налогов и интеграция дружественными странами рисков, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением, в регулирование финансового сектора могут иметь существенные последствия для всех участников цепочек поставок, в которых присутствуют углеродоемкая энергетика или сырье, а также влиять на стоимость внешнего заемного капитала для финансовых организаций, которые финансируют, кредитуют или страхуют "коричневые" отрасли. Это создает дополнительные риски для финансовой системы и ее участников. Вместе с тем структура российской экономики имеет свою специфику, и доступ углеродоемких отраслей к капиталу и услугам финансового сектора имеет большое значение для устойчивости экономики в целом. В связи с этим необходимо тщательно отслеживать изменения в регуляторной среде дружественных стран, связанные с реализацией политики декарбонизации, оценкой углеродного следа и интеграцией рисков, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением, в регулирование финансового сектора, а также количественно оценивать потенциальный эффект для финансового рынка и для экономики в целом от интеграции рисков, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением, в регулирование и надзор российского финансового сектора.
Важными направлениями работы также являются развитие национальной системы углеродного регулирования и ее признание на международном уровне, которое создаст экономические стимулы для перехода на более энергоэффективные технологии, а также позволит вывести российских экспортеров из-под действия штрафов и барьеров зарубежного углеродного регулирования.