Действующий

Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года (с изменениями на 21 декабря 2023 года)

4. Механизмы развития российского финансового рынка


Для развития российского финансового рынка Правительство Российской Федерации и Банк России используют различные механизмы. Они могут применяться как отдельно, так и в комбинации. При необходимости Правительство Российской Федерации и Банк России координируют свои шаги по разработке и применению механизмов воздействия на российский финансовый рынок. К основным механизмам относятся следующие:

разработка законов и законодательных инициатив, которые являются одним из ключевых инструментов реализации настоящей Стратегии. Важными направлениями законодательной деятельности являются совершенствование существующей законодательной базы финансового рынка и создание законов, регулирующих принципиально новые сферы и направления деятельности;

подзаконное нормотворчество и иные меры регулирования, которые влияют на правила функционирования участников финансового рынка. Органы государственного регулирования устанавливают требования к поднадзорным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказывая непосредственное влияние на их деятельность. Возрастает роль мягких и косвенных мер регулирования в форме рекомендаций, писем с разъяснениями, стандартов саморегулируемых организаций, кодексов и других форм;

надзор и надзорные меры, которые позволяют обеспечивать законность и защиту участников финансового рынка. Такой инструмент позволяет прогнозировать возможные риски и обеспечивает обратную связь между регуляторами и субъектами регулирования, помогая определить направление законодательной и регуляторной деятельности;

противодействие недобросовестным практикам и нелегальной деятельности, в том числе во взаимодействии с правоохранительными органами;

создание инфраструктуры и обеспечение равного доступа к ней, что особенно важно в условиях, когда объекты инфраструктуры не могут быть созданы исключительно рыночными силами, но при этом имеют критическое значение для развития российского финансового рынка;

налоговые стимулы и субсидирование, которые направлены на создание экономических стимулов для населения и бизнеса для формирования пенсионных накоплений и иных форм долгосрочных сбережений, повышение доступности сберегательных и кредитных инструментов для социально уязвимых слоев населения и бизнеса, находящегося под давлением форс-мажорных обстоятельств, а также для запуска сложных, масштабных инвестиционных проектов и повышения конкурентоспособности российского рынка капитала на международном рынке капитала;

создание и поддержка государством механизмов коллективного страхования (гарантирования) накоплений граждан в банковском секторе, на рынке страхования и в секторе негосударственных пенсионных фондов также является важным инструментом;

взаимодействие Правительства Российской Федерации и Банка России с участниками российского финансового рынка снижает неопределенность, влияет на поведение и ожидания финансовых организаций, граждан и предприятий. В мире повышается значимость информационных функций регуляторов финансового рынка. Важным элементом взаимодействия является не только обсуждение с участниками российского финансового рынка планов по его развитию, но и продвижение интересов российских участников в иностранных государствах благодаря сотрудничеству с иностранными регуляторами и международными организациями;

повышение финансового образования и финансовой грамотности, которое проводится в целях формирования осознанного выбора финансовых продуктов и услуг, ограничения рисков потерь и снижения уязвимости граждан к недобросовестным практикам;

подготовка кадров для финансовой отрасли, которые критически необходимы для ее развития.