Действующий

Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2030 года

1. Сырьевая обеспеченность


Запасы железных руд достаточны для удовлетворения внутреннего спроса и обеспечения экспортных поставок на период реализации Стратегии.

Географическая структура расположения запасов железных руд диспропорциональна. Две трети объема добычи обеспечивают месторождения Курской магнитной аномалии (Михайловский горно-обогатительный комбинат, Лебединский горно-обогатительный комбинат, Стойленский горно-обогатительный комбинат, Яковлевский рудник, общество с ограниченной ответственностью "КМА-руда").

В связи с этим металлургические комбинаты, расположенные на Урале и в Западной Сибири, импортируют недостающий объем железорудного сырья.

Кроме того, общество с ограниченной ответственностью "КМА-руда" запланировало комплексное развитие главного сырьевого актива - залежей железорудных кварцитов Коробковского месторождения. Инвестиционная программа предусматривает вложение 58,2 млрд. рублей и создание 2,3 тыс. рабочих мест. Так, к 2028 году планируется нарастить объемы добычи руды с 4,8 до 12 млн. тонн в год и увеличить производство концентрата до 3,5 млн. тонн в год, окатышей - до 2 млн. тонн в год.

Учитывая профицитный баланс рынка, а также отсутствие металлургических комбинатов, расположенных рядом с акционерным обществом "Ковдорский горно-обогатительный комбинат", общество с ограниченной ответственностью "ГРК "Быстринское" и общество с ограниченной ответственностью "Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат", ежегодно за пределы России вывозится свыше 25 млн. тонн железорудного сырья.

Вместе с тем разработку новых железорудных месторождений целесообразно осуществлять в рамках комплексных проектов по добыче и переработке сырья на территории Российской Федерации.

Марганцевые руды в соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р, относятся к группе дефицитных полезных ископаемых, внутреннее потребление которых обеспечивается вынужденным импортом.

Импорт марганцевых руд в 2021 году составил 1394 тыс. тонн.

Балансовые запасы марганцевых руд в Российской Федерации категорий составляют 137,5 млн. тонн, категории - 146 млн. тонн, в том числе в распределенном фонде недр находится 44 процента балансовых запасов. К основным месторождениям марганцевых руд относятся такие месторождения, как Усинское, Порожинское, Парнокское и Южно-Хинганское, содержащие 59 процентов запасов марганцевых руд в Российской Федерации.

К крупным месторождениям марганцевых руд относятся лишь Усинское в Кемеровской области (55,5 процента всех балансовых запасов страны) и Порожинское месторождение в Красноярском крае (12,8 процента). Основная доля запасов и прогнозных ресурсов высоких категорий расположена в Уральском (30,4 процента) и Сибирском (63 процента) федеральных округах.

Степень промышленного освоения российской минерально-сырьевой базы марганца низкая, поскольку часть месторождений представлена бедными (15-20 процентов марганца) труднообогатимыми (фосфористыми, карбонатными) рудами, переработка которых по традиционным технологиям нерентабельна, что требует выработки мер государственной поддержки, направленных на освоение минерально-сырьевой базы марганца.

Для снижения зависимости от импортируемых марганцевых руд необходимо решить ряд вопросов в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных:

с обогащением бедных марганцевых руд;

с разработкой эффективных технологий выплавки марганцевых ферросплавов из концентратов, получаемых после обогащения марганцевых руд;

с созданием более совершенных методов дефосфорации марганцевых концентратов.

Кроме того, диверсификация импорта марганцевого сырья позволит снизить риски прекращения его поставок.

Хромовые руды в соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р, относятся к группе дефицитных полезных ископаемых, внутреннее потребление которых обеспечивается вынужденным импортом.

Балансовые запасы хромовых руд в Российской Федерации категорий составляют 18,4 млн. тонн, категории - 33,3 млн. тонн. В том числе в распределенном фонде недр находится 20 процентов балансовых запасов. К основным месторождениям хромовых руд относятся такие месторождения, как Центральное, Сарановское, Западное, Аганозерское и Сопчеозерское, содержащие 94 процента запасов Российской Федерации.

Разработке месторождений хромовых руд препятствует как географическое расположение большинства месторождений на труднодоступных территориях Крайнего Севера, так и низкое содержание оксида хрома в руде. В связи с этим исторически две трети потребностей внутреннего рынка в хроме обеспечиваются за счет импортных поставок (442 тыс. тонн в 2021 году).

Начиная с 2019 года реализуется инвестиционная программа по импортозамещению хромового сырья на базе месторождений, расположенных на Полярном Урале (Ямало-Ненецкий автономный округ) и в Пермском крае.

С учетом роста спроса на хром на внутреннем рынке в перспективе до 2025 года, развитие месторождений хромовых руд позволит достичь доли отечественного хромого сырья на российском рынке в 70 процентов к 2025 году.

В рамках проектов развития российской сырьевой базы для металлургического производства подготавливаются к эксплуатации 2 месторождения ниобия - Томторское в Якутии и Зашихинское в Иркутской области. Ввод в эксплуатацию Зашихинского месторождения планируется в 2026 году, Томторского месторождения - в 2028 году.

Организация добычи ниобия на указанных месторождениях позволит обеспечить производство феррониобия на российских мощностях в объеме 2500 тонн в 2026 году и до 12500 тонн начиная с 2028 года, что позволит удовлетворить текущие и будущие потребности российской металлургии, которая составляла в 2021 году 3000-3500 тонн феррониобия (3280 тонн импортировано в 2021 году).

Поскольку свыше 95 процентов феррониобия традиционно импортируется из Бразилии, для нивелирования рисков сокращения поставок прорабатывается в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ возможность перехода на использование феррованадия вместо феррониобия в специальных марках стали.

На территории Российской Федерации отсутствует достаточная собственная рудная база для алюминиевой промышленности, поскольку запасы бокситов сильно ограничены (доля России в мировых запасах бокситов составляет менее 2 процентов), а переработка нефелинов экономически малоэффективна. Основные мировые запасы бокситов сосредоточены в Гвинее (24,7 процента), Австралии (20 процентов), Вьетнаме (12,3 процента) и Бразилии (8,7 процента). Рудная база России продолжает истощаться, а перспективные месторождения отсутствуют.

Только 35 процентов российского алюминия производится из российского глинозема, остальные 65 процентов алюминиевых мощностей зависят от импорта. В настоящее время наблюдаются перебои с поставками импортного глинозема ввиду значительных рисков, в том числе из-за проблем с морской логистикой и другими рисками внешнеэкономического характера.

Текущее обеспечение глиноземом осуществляется преимущественно из Китая, однако в перспективе развития алюминиевой отрасли зависимость производства алюминия в Российской Федерации (около 65 процентов) от импортных поставок стала недопустимой. В связи с этим запланированы инвестиционные проекты развития по строительству новых глиноземных мощностей на территории Российской Федерации, поскольку недопустима критическая зависимость от импортного сырья основной части действующих производств и всех перспективных проектов по наращиванию мощностей, предназначенных для выпуска первичного алюминия. На текущий момент для снижения зависимости от импорта глинозема рассматривается проект строительства глиноземного завода в г.Усть-Луге (в связи с развитой портовой инфраструктурой) с оценочным сроком ввода новых мощностей в течение 7 последующих лет.

Недостающие объемы анодов для производства первичного алюминия на текущий момент закупаются в Китае в рамках долгосрочных контрактов. Кроме того планируется совершенствование системы импорта анодов (в том числе посредством увеличения количества поставщиков). В целях снижения зависимости алюминиевой промышленности России в анодах от импорта в ближайшие годы планируется запуск Тайшетской анодной фабрики, после открытия которой потребность алюминиевой промышленности Российской Федерации будет обеспечена внутренним объемом производства анодов на 100 процентов. Реализация такого проекта позволит достичь полной локализации анодного производства, исключить потребление импортной продукции и, как следствие, сократить зависимость от внешних поставщиков.