Объем экспорта продукции автомобильной промышленности (включая автомобили и компоненты) в 2016-2021 годах вырос на 48 процентов в денежном выражении - с 2,6 млрд.долларов США до 3,8 млрд.долларов США. Основной экспортируемой продукцией были компоненты, доля которых в общем объеме экспорта в денежном выражении выросла с 42 процентов в 2016 году до 52 процентов в 2021 году.
В натуральном выражении объем экспорта автомобилей в 2016-2021 годах вырос на 24 процента (с 84 тыс. штук до 105 тыс. штук). Доля экспорта автомобилей в объеме производства в натуральном выражении составляла 6-7 процентов.
Основная доля экспорта автомобилей приходится на легковые автомобили - 77 процентов общего экспорта в денежном выражении в 2021 году (82 процента в натуральном выражении). Доли легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов составили соответственно 7 процентов, 11 процентов и 5 процентов общего объема экспорта в денежном выражении (11 процентов, 5 процентов и 2 процента в натуральном выражении).
Основными целевыми рынками для экспорта из России являются государства - участники страны СНГ (в основном Республика Казахстан, Республика Белоруссия, Республика Узбекистан, Туркменистан), среди стран дальнего зарубежья крупнейшими являются страны Латинской Америки, Африки и Азии. В ряде стран созданы предприятия по сборке российских автомобилей.
Одним из ключевых барьеров для развития экспорта продукции российских автопроизводителей являются неблагоприятные таможенные режимы, установленные для ввоза автомобилей и машинокомплектов в перспективных странах, где величина ввозной таможенной пошлины может доходить до 50 процентов (для импорта автомобильной техники в Россию установлена таможенная пошлина в размере 15 процентов).
При этом практически все страны с крупными рынками для экспорта автомобилей имеют соглашения о свободной торговле со странами, являющимися крупнейшими экспортерами автомобильной техники (Китай, Япония, Республика Корея, государства - члены Европейского союза, Соединенные Штаты Америки). Эти факторы существенно снижают или делают невозможной ценовую конкуренцию российской продукции с продукцией из указанных стран.
Дополнительно в 2022 году на развитие экспорта оказали влияние ограничения в логистике и проведении платежей, а также укрепление курса рубля.