Действующий

Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

5. Внутренний рынок


В 2016-2021 годах объем автомобильного рынка Российской Федерации составил 1,5-1,8 млн. штук в год (максимум в 2018 году - 1,9 млн. штук). По итогам 2021 года объем продаж легковых автомобилей достиг 1,6 млн. штук (1700 млрд.рублей), легких коммерческих автомобилей - 117 тыс. штук (170 млрд.рублей), грузовых автомобилей - 100 тыс. штук (432 млрд.рублей), автобусов - 16 тыс. штук (80 млрд.рублей).

Доля национальных марок в объеме рынка (продаж) в натуральном выражении составила в 2021 году в сегменте легковых автомобилей -23 процента, легких коммерческих автомобилей - 73 процента, грузовых автомобилей - 52 процента, автобусов - 89 процентов.

Средний возраст парка автомобилей в 2016-2021 годах увеличивался и в настоящее время превышает показатели других стран. Особенно критична ситуация с устареванием парка в сегменте легких коммерческих автомобилей - 16 лет в 2021 году (возраст парка легких коммерческих автомобилей в государствах - членах Европейского союза в 2020 году составлял 11,9 года), грузовых автомобилей - 21,6 года (возраст парка грузовых автомобилей в государствах - членах Европейского союза в 2020 году составил 13,9 года), автобусов - 16,6 года (возраст автобусного парка в государствах - членах Европейского союза в 2020 году составил 12,8 года).

В первом полугодии 2022 г. наблюдалось существенное снижение продаж во всех сегментах, за исключением сегмента автобусов. Одной из основных причин снижения является недостаток предложения автомобилей ввиду ухода с рынка ряда зарубежных компаний и перебоев в цепочках поставок компонентов для внутреннего производства. Второе полугодие 2022 г. характеризуется существенным ростом объема импорта, в том числе автомобилей старше 3 лет.

Объем импорта автомобилей вырос с 288 тыс. штук в 2016 году до 373 тыс. штук в 2021 году, при этом доля импорта снижалась во всех сегментах, кроме грузовых автомобилей, за счет локализации производства зарубежных марок легковых автомобилей - с 17 процентов в 2016 году до 14 процентов в 2020 году (с возвратом на уровень 17 процентов в 2021 году), легких коммерческих автомобилей - с 11 процентов в 2016 году до 6 процентов в 2021 году, автобусов - с 19 процентов в 2016 году до 10 процентов в 2021 году. По грузовым автомобилям наблюдался рост с 20 процентов в 2016 году до 32 процентов в 2021 году.

Несмотря на общее сокращение доли импорта автомобилей в объеме рынка с 2008 года, доля импорта компонентов в стоимости произведенных в Российской Федерации автомобилей увеличивалась.