Действующий

Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

1. Объем, структура производственных мощностей и уровень их загрузки


Общий объем производственных мощностей (показатель среднегодовой мощности) в 2021 году составил 2,95 млн. автомобилей в год, в том числе легковых автомобилей - 2,43 млн. штук, легких коммерческих автомобилей - 0,34 млн. штук, грузовых автомобилей - 0,31 млн. штук, автобусов - 0,05 млн. штук.

Средний уровень загрузки производственных мощностей в 2021 году в сегменте легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей составил 60 процентов, грузовых автомобилей - 58 процентов, автобусов - 29 процентов, что, с одной стороны, негативно сказывается на финансовых результатах деятельности автопроизводителей и конкурентоспособности выпускаемой продукции, а с другой стороны, обеспечивает возможность наращивания производства с учетом потребностей рынка. При этом наращивание загрузки потребует замены существенной части поставщиков (в силу отказа иностранных партнеров от поставок компонентов на российский рынок), замены модельного ряда и (или) технологического партнера.

Производственные мощности, принадлежащие российским предприятиям, составляют около 70 процентов в сегментах легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (1,9 млн. штук), 75 процентов - в сегменте грузовых автомобилей (0,1 млн. штук) и 100 процентов - в сегменте автобусов (0,05 млн. штук). Этих мощностей достаточно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка по всем сегментам (к 2035 году по базовому сценарию прогнозируется объем рынка легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (совокупно) в размере 1,8 млн. штук, грузовых автомобилей - 0,13 млн. штук, автобусов - 0,02 млн. штук) при решении задач по обеспечению комплектующими и перенастройке производственных мощностей под производство новых моделей.

Кроме того, возникают проблемы технологического обеспечения производства, поскольку значительная часть производственного оборудования предприятий автомобильной отрасли является импортной с соответствующими текущими ограничениями по ее обслуживанию, что может потребовать смены поставщиков технологического оборудования и оснастки, в том числе переориентации на поставщиков из дружественных стран или развития средств производства для автомобильной отрасли внутри Российской Федерации.

Совокупный объем производства в автомобильной отрасли Российской Федерации в 2021 году составил около 3,2 трлн. рублей (в стоимостном выражении).