199. Федеральные рабочие программы учебных предметов.
199.1. Речь и альтернативная коммуникация.
Пояснительная записка.
Федеральная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 8.4) составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития обучающегося с РАС значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся устная (звучащая) речь отсутствует, присутствует в виде эхолалий или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у обучающихся с РАС потребности в общении, по их вовлечению в совместную деятельность на основе эмоционального осмысления происходящих событий, по развитию сохранных речевых механизмов, а также по использованию альтернативных и дополнительных средств коммуникации.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной и дополнительной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению обучающегося с РАС в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных обучающемуся с РАС пределах, организованное включение в общение.
199.1.1. Программно-методический материал представлен двумя разделами: "Коммуникация" и "Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации".
199.1.1.1. Обучающие задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении индивидуальной программы обучения выбирается обучающая задача и, в зависимости от возможностей обучающегося, подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если обучающийся не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и (или) пиктограммы. Подбор и освоение средств альтернативной коммуникации осуществляется индивидуально, а навык использования освоенных средств формируется на уроках в рамках предмета "Коммуникация".
199.1.1.2. Раздел "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации" включает формирование импрессивной и экспрессивной речи. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общении слоги, слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова.
Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у обучающегося, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее использованием в разнообразных речевых ситуациях.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной и дополнительной коммуникации.
Материально-техническое оснащение уроков в рамках предмета "Коммуникация" включает:
графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь;
информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов; компьютерные программы для общения, синтезирующие речь, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
аудио и видеоматериалы.
199.1.2. Содержание обучения.
Коммуникация.
Привлечение внимания обучающегося сенсорно привлекательными предметами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта.
Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, карточки с изображением, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание слов, обозначающих пространственное расположение: "на", "над", "внизу - вверху", "рядом", "справа - слева". Понимание местоимений: я, ты, свой, мой, это. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих объекты (субъектов), интересных обучающемуся. Употребление слов, обозначающих действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов или субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов или субъектов ("на столе", "около дома", "на верней полке"). Употребление слов, указывающих на объекты (субъекты) (я, ты, свой, мой, это). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Использование обобщающих понятий. Пересказ текста по картинке, по серии картинок, по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Договаривание слов в предложении. Завершение сюжета рассказа. Составление описательного рассказа. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти). Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие).
Чтение и письмо.
При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов ФАОП для обучающихся с РАС (вариант 8.3).
199.1.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.