172. Федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, программа формирования УУД соответствуют требованиям в ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФОП начального общего образования.
173. Программа коррекционной работы.
173.1. Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с РАС. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Программа коррекционной работы в рамках ФАОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание.
Целью программы коррекционной работы выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с РАС в освоении ФАОП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Направления и содержание программы коррекционной работы реализуются во внеурочное время в объеме не менее 5 часов.
173.2. Направление и содержание программы коррекционной работы. Значительной части обучающихся с РАС доступно и показано образование, соотносимое по уровню "академического" компонента с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, получаемое в совместной с ними среде обучения в те же календарные сроки. Инклюзия в наибольшей степени целесообразна для обучающихся с РАС, имеющих формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития; она является оптимальной в том случае, если до поступления в школу обучающийся имел опыт посещения занятий в группе сверстников.
Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, обучающиеся с РАС для успешного освоения начального образования в условиях инклюзии нуждаются в систематической психолого-педагогической и организационной поддержке, обеспечивающей удовлетворения их особых образовательных потребностей, которая реализуется на основе разрабатываемой для каждого обучающегося индивидуальной программы коррекционной работы.
173.3. Основные принципы формирования программы коррекционной работы с обучающимися с РАС заключаются в следующем:
необходимость постепенного, индивидуально дозированного введения обучающегося в ситуацию обучения в классе: начиная с уроков, где он чувствует себя наиболее комфортно и успешно, до полной инклюзии;
при выраженности проблем, связанных с развитием социально-бытовых навыков и навыков коммуникации, ориентировки в происходящем, восприятием заданий и инструкций педагогического работника, должна быть подключена дозированная и временная помощь тьютора;
в связи с трудностями формирования учебного поведения у обучающегося с РАС в начале обучения он должен быть временно обеспечен дополнительными занятиями с педагогическим работником по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и регулироваться во взаимодействии с педагогическим работником, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
необходимость постепенного перехода от индивидуальной инструкции к фронтальной, специального внимания к выбору для обучающегося места в классе, где он будет более доступен организующей помощи педагогического работника;
значимость для обучающегося с РАС четкой и осмысленной упорядоченности временно-пространственной структуры уроков и всего его пребывания в школе, дающей ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
необходимость индивидуальных педагогических занятий для контроля за освоением обучающимся новым учебным материалом и для оказания, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении основной программы;
необходимость оказания специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых на уроках знаний и умений, не допускающего их простого механического накопления;
необходимость специальной коррекционной работы по развитию вербальной коммуникации обучающихся с РАС, возможности вести диалог, делиться с другими своими мыслями, впечатлениями, переживаниями;
развитие внимания к близким взрослым и одноклассникам, оказание специальной помощи в понимании происходящего с другими людьми, их взаимоотношений, переживаний;
создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего;
необходимость специальной установки педагогического работника на развитие эмоционального контакта с обучающимся, совместное осмысление происходящих событий;
поддержание в обучающемся с РАС уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях; трансляция этой установки одноклассникам обучающегося с РАС с подчеркиванием его сильных сторон. Демонстрация симпатии к нему педагогическими работниками через свое отношение в реальном поведении.
173.3.1. Для успешного обучения в условиях инклюзии обучающийся с РАС требует индивидуального подхода:
при организации и подаче учебного материала в условиях фронтальных и индивидуальных занятий должны учитываться особенности усвоения информации и специфика выработки навыков при аутизме;
при организации самостоятельного выполнения обучающимся с РАС учебных заданий на классных занятиях должны использоваться виды заданий, поддерживающие и организующие его работу;
при оценке меры трудности задания и учебных достижений обучающегося необходим учет специфики проблем его искаженного развития, парадоксальности освоения "простого" и "сложного" при аутизме (например, легче выделить скрытые на картинке геометрические фигуры, чем раскрыть ее содержание по смыслу).
173.3.2. Необходимо вводить в программу коррекционной работы специальные разделы обучения, способствующие:
формированию у обучающегося с РАС представлений об окружающем мире;
развитию способности к осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта;