Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

LXIV. Организационный раздел ФАОП НОО для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 6.3)

133. Федеральный учебный план ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.3).

133.1. Федеральный учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

133.2. Федеральный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

133.3. Федеральный учебный план должен соответствовать законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП НОО для обучающихся с НОДА и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

133.4. Федеральный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.

133.5. АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.3) может включать как один, так и несколько учебных планов.

133.6. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.3) определяет образовательная организация.

133.7. Федеральный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

133.7.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для обучающихся с НОДА, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.

Образовательная организация самостоятельна в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).

133.7.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с НОДА и с легкой умственной отсталостью, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри часов максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

133.8. Неотъемлемой частью образовательно-коррекционного процесса является внеурочная деятельность, которая организуется по различным направлениям, способствующим всестороннему развитию обучающихся (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, адаптивно-спортивное).

Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.

Образовательные организации предоставляют обучающимся, их родителям (законным представителям) возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся.

133.9. Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения обучающимися содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающая область.

Коррекционно-развивающая область включает занятия по программе коррекционной работы и коррекционные курсы: "Речевая практика" или другой предмет из компонента Организации; "Основы коммуникации" или другой предмет из компонента Организации; "Психомоторика и развитие деятельности"; "Двигательная коррекция". Коррекционно-развивающая область реализуется через систему фронтальных, групповых и индивидуальных занятий.

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА предусматривают: занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.

Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп - 2-4 обучающихся. Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25-30 минут, занятий по ЛФК - до 45 минут.

Ежедневно занятия физкультурой чередуются с другими учебными предметами. В расписании дополнительно (помимо обязательных уроков адаптивной физической культуры) могут быть предусмотрены занятия, обеспечивающие ежедневную организацию динамических и (или) релаксационных пауз между уроками, а также индивидуальные занятия за счет часов внеурочной деятельности.

Индивидуальные занятия по адаптивной физической культуре и ЛФК обеспечивают индивидуальную коррекцию двигательных нарушений обучающихся. Количество часов на каждого обучающегося определяется на основе медицинских рекомендаций в зависимости от тяжести двигательного нарушения (от 2 до 5 часов в неделю).

Реализация коррекционно-развивающей области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований).

В учебном плане количество часов в неделю на коррекционные курсы указано на одного обучающегося.

133.10. Продолжительность учебного года в подготовительных и 1 классах составляет 33 недели, во 2-4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

Для обучающихся в подготовительных и 1 классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Наполняемость классов, продолжительность урока и распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и учебной недели должны соответствовать Гигиеническим нормативам и Санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Обучение в подготовительных и первых классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

133.11. Федеральный учебный план ФАОП НОО для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 6.3).