130. Федеральные рабочие программы учебных предметов.
130.1. Федеральная рабочая программа учебных предметов предметной области "Язык и речевая практика" (предметы "Русский язык", "Чтение", "Речевая практика").
130.1.1. Пояснительная записка.
Федеральная рабочая программа учебных предметов предметной области "Язык и речевая практика" ФАОП НОО (вариант 6.3) составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Основные задачи реализации содержания предметной области "Язык и речевая практика":
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
130.1.2. Содержание обучения.
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание прочитанного.
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям (с помощью педагогического работника). Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных педагогическим работником слов и оборотов речи. Подведение обучающихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом обучающихся и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи.
Полный и выборочный пересказ (с помощью педагогического работника), рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение.
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Примерная тематика.
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.
Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.
Общественно полезные дела обучающихся.
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.
Грамматика, правописание и развитие речи.
Выпускник начального общего образования должен уметь практически строить простое предложение. Составлять предложения с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивать предложения; восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.
Звуки и буквы.
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, е, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.