Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 17 июля 2024 года)

LXII. Целевой раздел ФАОП НОО для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 6.3)

127. Пояснительная записка.

127.1. Цель реализации ФАОП НОО для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью: формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, социальное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.

127.2. Общая характеристика ФАОП НОО.

ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.3) предполагает, что обучающийся с НОДА и с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствует требованиям к итоговым достижениям нормативно развивающихся сверстников на всех этапах и к моменту завершения школьного обучения. Реализация ФАОП НОО предусматривается создание условий, учитывающих общие и особые образовательные потребности и индивидуальные особенности обучающихся.

Данный вариант предполагает особое структурирование содержания обучения, в большей степени развитие у обучающихся жизненных компетенций на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов в доступных для них пределах.

127.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью.

По варианту 6.3 ФАОП НОО обучаются обучающиеся с двигательными нарушениями разной степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями, а также дизартрическими нарушениями и системным недоразвитием речи. У обучающихся с легкой умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности - абстрактно-логического мышления и высших психических, прежде всего гностических, функций. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражено чувство неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.

127.4. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью.

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;

индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося обучающегося;

наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства);

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы образовательного учреждения.

Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через специальные образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий).

Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь, коррекционные занятия с учителем-дефектологом.

Практическая направленность обучения предполагает направленность на социализацию и воспитание автономности у обучающихся.

128. Планируемые результаты освоения обучающимися ФАОП НОДА для обучающихся с НОДА (вариант 6.3).

128.1. Освоение ФАОП НОО обеспечивает достижение обучающимися с НОДА и с легкой умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

128.2. Личностные результаты освоения ФАОП НОО включают индивидуально-личностные качества, социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.

Личностные результаты освоения АООП НОО для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требований к развитию жизненной и социальной компетенции и ценностные установки.

Личностные результаты освоения АООП НОО (вариант 6.3) отражают:

1) развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие своего учителя и одноклассников, взаимодействие с ними;