Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 17 июля 2024 года)

LII. Целевой раздел ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2)

101. Пояснительная записка.

101.1. Цели реализации:

обеспечение успешной реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации, достигшего возраста 6,5-7 лет с ТНР, на получение качественного образования, включающего обучение, коррекцию, развитие и воспитание каждого обучающегося;

организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования обучающихся с ТНР, отражённых в обновленном ФГОС НОО;

создание условий для свободного развития каждого обучающегося младшего школьного возраста с ТНР с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации; отражение в программе начального адаптированного общего образования деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с различной формой, различной структурой и степенью выраженности речевого недоразвития или для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке педагогических работников;

возможность для коллектива образовательной организации проявить своё педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности, активно участвовать в создании и утверждении традиций школьного коллектива.

101.2. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, речевое и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его речевого и психического развития и состояния здоровья;

становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися с ТНР;

обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

выявление и развитие способностей обучающихся с ТНР, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательскои деятельности с учетом возможностей обучающихся с ТНР;

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

предоставление обучающимся с ТНР возможности для эффективной самостоятельной работы с учетом динамики коррекционной работы;

включение обучающихся с ТНР в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).

101.3. Создавая АООП НОО, образовательная организация, реализующая ФАОП для обучающихся с ТНР, учитывает следующие принципы её формирования:

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;

принцип преемственности, предполагающий при проектировании ФАОП НОО ориентировку на федеральную программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;

принцип целостности содержания образования, содержание образования едино, в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие "предметной области";

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;