Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

XLVIII. Общие положения ФАОП НОО для обучающихся с ТНР

96. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ФАОП НОО для обучающихся с ТНР) предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к данному уровню общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ФАОП для обучающихся с ТНР включает набор учебно-методической документации, которая определяет наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного разделов программы начального общего образования.

96.1. На основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФАОП для обучающихся с ТНР образовательная организация может разработать АООП НОО с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи. Образовательной организации, реализующей ФАОП НОО для обучающихся с ТНР, целесообразно использовать ФАОП как документ, определяющий стратегию образовательной деятельности конкретного уровня образования. Вместе с тем такой вариант представления адаптированной программы начального общего образования не предполагает механического, формального её копирования. Это связано с тем, что при создании своей адаптированной программы начального общего образования образовательная организация должна учитывать следующие требования:

программа строится с учетом особенностей контингента обучающихся с ТНР: формы речевого недоразвития, структуры дефекта и степени его тяжести;

программа строится с учётом особенностей социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной организации, формы обучения (инклюзивное в среде сверстников с нормативным речевым развитием или в условиях специального коррекционного класса или школы);

при подготовке программы учитываются статус обучающегося с ТНР младшего школьного возраста, его типологические психологические особенности и возможности, специфика недоразвития психических функций, что гарантирует создание оптимальных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося;

при необходимости программа начального общего образования предполагает создание индивидуальных учебных планов, особенно в случаях поддержки обучающихся младшего школьного возраста с различной степенью выраженности дефекта (в том числе для ускоренного обучения) или обучающихся, входящих в особые социальные группы (дети мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с девиантным поведением);

обязательным требованием является учёт запросов родителей (законных представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, факультативные занятия, индивидуальные консультации;

образовательная организация обязана обеспечивать выполнение гигиенических нормативов и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения. С учётом современной действительности в образовательной программе должны быть прописаны требования к обучению в дистанционном режиме.

96.2. ФАОП НОО для обучающихся с ТНР построена в соответствии с логикой представления образовательной организацией АООП НОО и раскрывает возможный вариант наполнения следующих разделов: целевой, содержательный, организационный:

1. Целевой раздел ФАОП НОО для обучающихся с ТНР отражает основные цели начального общего образования, те психические и личностные новообразования, которые могут быть сформированы обучающихся младшего школьного возраста с ТНР к концу его обучения на первом школьном уровне.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися начального общего образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального общего образования.

2. Содержательный раздел определяет содержание начального общего образования обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;

программу коррекционной работы;

программу формирования УУД.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов ФАОП НОО.

3. Организационный раздел включает:

федеральные учебные планы начального общего образования обучающихся;

федеральный календарный учебный график;

федеральный календарный план воспитательной работы.

Принципы формирования ФАОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

96.3. В основу формирования ФАОП НОО для обучающихся с ТНР положены следующие принципы:

принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников);

________________

Часть 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598).