Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

XLV. Целевой раздел ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3)

91. Пояснительная записка.

91.1. Целью реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является создание условий выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ через обеспечение личностного развития данной группы обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения АООП, обеспечение социальной адаптации и интеграции.

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на уровне начального общего образования слабовидящие обучающиеся, будучи по итоговым достижениям к моменту завершения обучения несопоставимым с образованием обучающихся, которые не имеют ограничений по возможностям здоровья, осуществляется в пролонгированные календарные сроки.

91.2. Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП НОО предусматривает решение следующих основных задач:

формирование основ общей культуры, нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), сохранение и укрепление их здоровья;

личностное развитие слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

создание условий, обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;

минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся для освоения ими АООП НОО;

оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;

выявление и развитие способностей обучающихся с учетом их индивидуальности, самобытности, уникальности через систему секций, кружков, студий, организацию общественно-полезной деятельности;

обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды;

использование в образовательном процессе современных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции;

использование в образовательным процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

предоставление слабовидящим обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области.

91.3. Принципы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлены в разделе I. Общие положения.

91.4. Общая характеристика.

Вариант 4.3 предполагает, что слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слабовидящих сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (5 лет).

Данный вариант предполагает в большей степени:

коррекцию социальной адаптации обучающихся на основе планомерного введения в более сложную социальную среду;

расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах;

развитие всех анализаторов и компенсаторных способов действий в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

развитие познавательного интереса, познавательной активности;

расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

проявление социальной активности.

Обязательной является:

специальная организация образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей и развития слабовидящих обучающихся в разных социальных сферах;

учет в процессе организации учебной и внеучебной деятельности клинической картины зрительного заболевания обучающихся, состояния основных зрительных функций, индивидуального режима зрительных и физических нагрузок;