Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

XXXVI. Содержательный раздел ФАОП НОО для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 3.4)

78. Федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей.

78.1. Русский язык:

1. Обучение грамоте.

Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных "речеведческих" понятий: "слово", "предложение", часть слова - "слог" (без называния термина), "звуки гласные и согласные". Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительных представлений и ориентировки на плоскости листа, колодке шеститочия. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций.

Расширение арсенала языковых средств, необходимых для повседневного общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, полученному на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью.

Формирование элементарных навыков чтения.

Звуки речи. Выделение звука в слове. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в простых словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.

Различение гласных и согласных звуков на слух и при собственном произношении.

Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ простых слов.

Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с педагогическим работником). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.

Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на колодке шеститочия. Овладение умениями и навыками письма рельефно-точечным шрифтом Л.Брайля.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча-ща, чу-шу, жи-ши).

2. Речевое развитие.

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагогического работника и обучающихся. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы педагогического работника и рельефный иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию рельефных сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия.

Фонетика, графика, грамматика, правописание и развитие речи.

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.

Грамматика и правописание. Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? И что?, расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов. "Слова-друзья". "Слова-враги".

Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? Что делают? Что делал? Что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.

Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? Какая? Какое? Какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.

Дифференциация слов, относящихся к разным категориям

Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов.