71. Пояснительная записка.
71.1. Цель: создание условий выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ через обеспечение личностного развития данной группы обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечение социальной адаптации и интеграции.
В соответствии со ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ начальное общее образование данной группы обучающихся, будучи по итоговым достижениям к моменту завершения обучения несопоставимым с образованием обучающихся, не имеющих ограничений здоровья, осуществляется в пролонгированные календарные сроки.
71.2. Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП НОО предусматривает решение следующих основных задач:
формирование основ общей культуры, нравственное развитие, воспитание слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), сохранение и укрепление их здоровья;
личностное развитие слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
создание условий, обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими АООП НОО для слепых с интеллектуальными нарушениями;
оптимизацию процессов социальной адаптации и интеграции;
выявление и развитие способностей обучающихся с учетом их индивидуальности, самобытности, уникальности через систему секций, кружков, студий, организацию общественно-полезной деятельности;
обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды;
использование в образовательном процессе современных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции;
использование в образовательным процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
предоставление обучающимся с интеллектуальной недостаточностью возможности накопления социального опыта, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области знаний, умений и способов деятельности.
71.3. Принципы к формированию адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлены в разделе I Общие положения.
71.4. Общая характеристика.
Вариант 3.3 предполагает, что слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (5 лет).
Данный вариант предполагает развитие обучающихся на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного социально-бытового опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах, формирование навыков использования рельефно-точечного шрифта Л.Брайля, развитие сохранных анализаторов и компенсаторных способов действий в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;
развитие познавательного интереса, познавательной активности;
расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;
проявление социальной активности.
Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося и развитие слепых обучающихся в разных социальных сферах:
включение коррекционно-развивающей области, направленной на целенаправленное развитие осязания, мелкой моторики, навыков ориентировки в микро- и макропространстве, расширение предметных представлений, коммуникативных навыков, социальную адаптацию;
необходимость повышенного педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью слепых обучающихся;
соблюдение нормы зрительных (для слепых обучающихся с остаточным зрением) и тактильных нагрузок;
реализация офтальмо-гигиенических рекомендаций по соблюдению светового режима (для слепых обучающихся со светоощущением и остаточным зрением);
использование приемов, направленных на снятие зрительного и тактильного напряжения;