Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

XXXIII. Содержательный раздел ФАОП НОО для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3)

73. Федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей.

Программы по учебным предметам разрабатываются в соответствии с требованиями к результатам (личностным, предметным) освоения АООП НОО слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Представленные федеральные рабочие программы служат ориентиром для разработки рабочих учебных программ.

В представленных программах приводится основное содержание по всем обязательным предметам (за исключением "Родного языка" и "Литературного чтения на родном языке"), которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов, в содержании курсов коррекционно-развивающей области. Остальные разделы программ учебных предметов формируются с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников.

73.1. Русский язык:

1. Виды речевой деятельности:

а) слушание: осознание цели и ситуации устного общения, адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение с помощью педагогического работника основной мысли текста, передача его содержания по вопросам;

б) говорение: практическое овладение диалогической формой речи, овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), соблюдение правильной интонации;

в) чтение: понимание учебного текста: выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала, нахождение информации, заданной в тексте в явном виде, формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации, умение соотносить рельефные изображения в учебнике с натуральными объектами и их моделями; умение узнавать предметы окружающего мира, изображенные на ярких рисунках (для слепых с остаточным зрением);

г) письмо: овладение умениями и навыками письма с использованием рельефно-точечного шрифта Л.Брайля, письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте, списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами текстов объемом не более 35 слов, письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста из 3-4 предложений, создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике.

2. Подготовка к усвоению грамоты:

а) подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения: развитие слухового внимания, фонематического, слуха, элементарный звуковой анализ, совершенствование произносительной стороны речи, формирование первоначальных "речеведческих" понятий: "слово", "предложение", часть слова - "слог" (без называния термина), "звуки гласные и согласные", деление слов на части, выделение на слух некоторых звуков, определение наличия и (или) отсутствия звука в слове на слух;

б) подготовка к усвоению первоначальных навыков письма: развитие пространственных представлений и ориентировки в азбуке - колодке по Брайлю (колодке шеститочия), на приборе Л.Брайля, на плоскости листа, стола, совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук, подготовка к усвоению навыков письма;

в) речевое развитие: понимание обращенной речи, выполнение несложных словесных инструкций, расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения, формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью.

3. Обучение грамоте:

а) фонетика: звуки речи, выделение звуков на фоне полного слова, определение места звука в слове, осознание единства звукового состава слова и его значения, установление числа и последовательности звуков в несложных по структуре словах, сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками, различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих, слог как минимальная произносительная единица, деление слов на слоги, определение места ударения;

б) графика: различение звука и буквы: буква как знак звука, овладение позиционным способом обозначения звуков буквами, гласные буквы как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков, обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я, и, знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв;

в) чтение: формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося, осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов, чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания, развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений, знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами), орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании, овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве: на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе (уметь быстро находить нужную страницу, строку, букву, клетку прибора; уметь правильно размещать на парте школьно-письменные принадлежности; уметь работать с рассыпной кассой, раскладывать и составлять в слова буквы из разрезной азбуки и рельефные схемы слова);

г) письмо: развитие мелкой моторики пальцев, координации и точных движений руки, развитие умения ориентироваться в приборе Л.Брайля, на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски, письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений, дословное списывание слов и предложений, письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением, усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста, понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;

д) слово и предложение: восприятие слова как объекта изучения, наблюдение над значением слова, различение слова и предложения, работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка; обозначение на письме границ предложения;

е) орфография: знакомство с некоторыми правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

4. Развитие речи.

Пересказ прослушанного и предварительно разобранного небольшого по объему текста с опорой на вопросы педагогического работника. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии простых рельефных сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения.