Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

XXX. Содержательный раздел ФАОП НОО слепых обучающихся (вариант 3.2)

68. Федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей.

68.1. Русский язык.

68.1.1. Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для слепых обучающихся на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.

Предмет "Русский язык" обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких ее компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.

Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося младшего школьного возраста непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов - длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;

овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Федеральная рабочая программа позволит педагогическому работнику: реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;

определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета "Русский язык" по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО обучающихся ОВЗ;

разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя распределение учебного времени на изучение определенного раздела и (или), а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов и (или) тем курса.

В программе определяются цели изучения учебного предмета "Русский язык" на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения обучающимися предмета "Русский язык": личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учетом методических традиций и особенностей преподавания русского языка в начальной школе. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года изучения предмета "Русский язык".

Программа устанавливает распределение учебного материала по классам, объем учебных часов для изучения разделов и тем курса, а также рекомендуемую последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей слепых обучающихся младшего школьного возраста.

Федеральная рабочая программа не ограничивает творческую инициативу педагогического работника и предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета "Русский язык" при условии сохранения обязательной части содержания курса.

Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение слепыми обучающимися младшего школьного возраста как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов основной школы и подчёркивают пропедевтическое значение этапа начального образования, формирование готовности обучающегося младшего школьного возраста к дальнейшему обучению.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом "Литературное чтение".

Общее количество часов, отведенных на изучение учебного предмета "Русский язык", составляет 743 часа.

Получение слепыми обучающимися, осваивающими вариант 3.2 ФАОП НОО в пролонгированные сроки обучения (5 лет), определяет необходимость перераспределения учебного материала предмета "Русский язык" по годам обучения. Приоритетным является равномерное распределение содержания учебного материала по годам обучения, однако особенности психофизического развития контингента слепых обучающихся на уровне начального общего образования и темпы освоения системы рельефно-точечного шрифта Брайля могут стать обоснованием для реализации вариативного подхода к перераспределению учебного материала. В данном случае решение о выборе количественных, качественных и методических подходов к перераспределению учебного материала по годам обучения и учебным четвертям принимается педагогическим работником.

Пролонгация сроков освоения слепыми обучающимися учебного предмета "Русский язык" на уровне начального общего образования осуществляется в соответствии со следующими принципами и подходами:

концентрический принцип. В содержании учебного предмета представлены разделы и темы, которые на каждом году обучения расширяются, дополняются и изучаются на более углубленном уровне;

резервность планирования учебного материала. Материал, который должен быть запланирован на учебный год, планируется из расчета - учебный год + одна учебная четверть;

связь учебного материала с жизнью. Основу этого принципа составляет конкретизация учебного материала. Распределение учебного материала должно осуществляться с учетом сезонности, связи с конкретными событиями, явлениями и фактами (праздники, знаменательные даты, общественно значимые явления, сезонные виды деятельности людей), общим укладом жизни. Свободным является перенос тем, изучение которых не носит сезонный характер;

обеспечение возможности интеграции учебного материала. Материал, при освоении которого обучающиеся испытывают трудности, может быть дополнительно изучен на последующих годах обучения посредством логического объединения с другим материалом;

пропедевтическая направленность обучения. Предполагается выделение времени на подготовку к освоению новых сложных разделов и тем;