Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

XXVI. Целевой раздел ФАОП НОО для слепых обучающихся (вариант 3.1)

60. Пояснительная записка.

60.1. Цель: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта;

60.2. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся;

обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; преемственности начального общего и основного общего образования;

выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований;

использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).

Принципы и подходы к формированию ФАОП НОО представлены в разделе I Общие положения.

60.3. Общая характеристика.

Вариант 3.1 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.

Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива педагогических работников, родителей (законных представителей), детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей слепых обучающихся; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; обучение использованию рельефно-точечного шрифта Л.Брайля для письма и чтения; сохранных анализаторов и компенсаторных способов действий в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; формирование представлений (соответствующих возрасту) о современных оптических (для слепых обучающихся с остаточным зрением), тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и умений активного их использования.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и развитии адекватных отношений между обучающимся, педагогическими работниками, одноклассниками и другими обучающимися, родителями (законными представителями); работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом; развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности; развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения.

В структуру АООП НОО обязательно включается программа коррекционной работы, направленная на осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи слепым обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей; минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слепых обучающихся на освоение ими АООП НОО; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

60.4. Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся.

В соответствии с клинико-педагогической классификацией обучающихся детей с нарушениями зрения, к слепым относятся обучающиеся с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, их делят на следующие группы:

1. Тотально или абсолютно слепые (0%).

2. Слепые с остаточным зрением, которых целесообразно подразделять на следующие подгруппы:

слепые со светоощущением;

слепые со светоощущением и цветоощущением;

слепые, различающие движение руки перед лицом;

слепые с форменным (предметным) остаточным зрением.

Тотальная (абсолютная) слепота характеризуется отсутствием зрительных ощущений на оба глаза, что приводит к невозможности различать свет и тьму. В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступают осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль.