Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 17 июля 2024 года)

XVI. Целевой раздел ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1)

42. Пояснительная записка.

42.1. Цель реализации ФАОП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

42.2. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

а) формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

б) достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

в) становление и развитие личности обучающегося в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

г) создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся;

д) обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

е) обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

ж) выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и соревнований;

з) использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

и) предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

к) участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

л) включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).

42.3. Подходы к формированию ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

В основу реализации ФАОП НОО заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к реализации ФАОП НОО предполагает учет особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся как неоднородной по составу группы, отличающейся по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и данной ФАОП НОО:

к структуре АООП НОО;

к условиям реализации АООП НОО;

к результатам освоения АООП НОО.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя слабослышащим и позднооглохшим обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности слабослышащих и позднооглохших обучающихся младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, в том числе за счет специальных учебных предметов, чем обеспечивается овладение содержанием образования.

42.4. Принципы формирования ФАОП НОО представлены в разделе 1. Общие положения.

42.5. Общая характеристика.

Вариант 2.1 предполагает, что обучающийся с нарушенным слухом (слабослышащий, позднооглохший, кохлеарно имплантированный) получает образование, сопоставимое с образованием нормативно развивающихся сверстников в те же календарные сроки обучения при создании необходимых условий для реализации его общих и особых образовательных потребностей.

Обязательной является разработка программы коррекционной работы, являющейся неотъемлемым структурным компонентом АООП, ее реализация в ходе всего образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушенным слухом, их индивидуальных особенностей, в том числе: проведение специальной работы, направленной на развитие у них социальных компетенций, сознательное использования речевых средств в процессе общения в учебной и внеурочной (внешкольной) деятельности для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми; развитие адекватных отношений обучающегося с нарушенным слухом с окружающими людьми на основе принятых в обществе морально-этических норм, в том числе осуществление профилактики межличностных конфликтов, поддержки эмоционально комфортной образовательной среды; создание условий успешного овладения учебной деятельностью, включая осуществление специальной работы по профилактике и (или) преодолению трудностей обучающихся в овладении базовым содержанием обучения; преодоление коммуникативных барьеров при взаимодействии обучающихся как со слышащими людьми, так и с лицами, имеющими нарушение слуха, при использовании средств общения (устной или жестовой речи) с учетом потребностей ее участников; развитие слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны; оказание систематической психолого-педагогической поддержки педагогическим работникам, родителям (законным представителям), обучающимся.

42.5.1. Программа коррекционной работы предусматривает психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей в ходе всего образовательного процесса в учебной и внеурочной деятельности, включающей обязательные коррекционные курсы. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся в ходе комплексного психолого-педагогического обследования;