Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

XXI. Организационный раздел ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2)

51. Федеральные учебные планы.

Федеральный учебный план, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Федеральный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

51.1. Федеральный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

51.1.1. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:

формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

готовность обучающихся с нарушениями слуха к продолжению образования на последующем уровне образования;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;

минимизацию негативного влияния нарушения слуха на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений.

Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).

Вариант 2.2 предполагает реализацию двух вариантов учебных планов, учитывающих особенности общего и речевого развития обучающихся на начало обучения: вариант 1 учебного плана рассчитан на четыре года обучения (1-4 классы), вариант 2 рассчитан на пролонгированные сроки обучения на уровне начального общего образования - пять лет обучения или шесть лет обучения. Выбор продолжительности обучения (5 или 6 лет за счет введения первого дополнительного класса) в варианте 2 остается за образовательной организацией, исходя из особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, поступивших в школу.

Обязательная часть 1-го варианта учебного плана содержит перечень учебных предметов. В их числе "Русский язык".

Учебный предмет "Русский язык" применительно к уровню начального общего образования является комплексным. На разных годах обучения он представлен следующими учебными предметами и рекомендуемым количеством учебных часов:

в 1-ом классе - "Обучение грамоте" (4 часа); "Формирование грамматического строя речи" (2 часа);

во 2-4-ых классах - "Формирование грамматического строя речи" (2-3 классы - 2 часа; 4 класс - 1 час); "Грамматика и правописание" (2-3 классы - 2 часа; 4 класс - 3 часа).

Обязательная часть 2-го варианта учебного плана содержит в 1 дополнительном классе специальный учебный предмет "Предметно-практическое обучение", на котором формируются основы речевой деятельности. Учебный предмет "Русский язык" применительно к уровню начального общего образования является комплексным. На разных годах обучения он представлен следующими учебными предметами:

в 1-ом дополнительном классе - "Формирование грамматического строя речи" (6 часов);

в 1-ом классе - "Обучение грамоте" (4 часа); "Формирование грамматического строя речи" (2 часа);

во 2-5 классах - "Формирование грамматического строя речи" (2 класс - 3 часа; с 3 класса - 2 часа); "Грамматика и правописание" (2 класс - 1 час; с 3 класса - 2 часа);

51.1.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает:

факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха;

внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие обучающихся с нарушениями слуха;

коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на минимизацию негативного влияния нарушения слуха на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.

51.1.2.1. Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи", "Музыкально-ритмические занятия", "Развитие слухового восприятия и техника речи", которые являются обязательными.

Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.

Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).