Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

XIII. Содержательный раздел ФАОП НОО для глухих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 1.4)

36. Федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей.

36.1. Речь и альтернативная коммуникация.

Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа по комплексному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на уровне начального общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

Для глухих, обучающихся по варианту 1.4, также как и для всех обучающихся с глухотой, общение - важнейший компонент социально-личностного и познавательного развития, неотъемлемая часть жизни. Однако возможности их речевого развития и коммуникации резко ограничены по сравнению с глухими обучающимися, не имеющими выраженной умственной отсталости и других тяжелых нарушений развития. Имеющиеся у глухих обучающихся другие первичные нарушения также негативно влияют на возможности речевого развития. Наличие ДЦП ограничивает формирование речи глухого обучающегося в связи с нарушениями артикуляционного аппарата, трудностями экспрессивных движений (мимика, жесты). У глухих обучающихся, имеющих тяжелые расстройства аутистического спектра, отсутствует потребность в общении, для них характерен уход от общения, а какой форме бы оно не осуществлялось.

Обучение коммуникации глухих обучающихся с выраженной умственной отсталостью должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, использованию различных средств коммуникации на доступном для обучающегося уровне.

Цель обучения основам коммуникации - формирование коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия; развития речи как средства общения.

В связи с неоднородностью состава обучающихся программный материал не регламентируется четкими временными рамками, темп прохождения материала зависит от индивидуальных возможностей обучающихся.

Обучение коммуникации глухих обучающихся (вариант 1.4) предполагает учет следующих положений:

первоначальной основой является развитие общения взрослого с обучающимся с использованием всех доступных ему невербальных и вербальных средств;

в обучении используется жестовая речь, которая позволяет сформировать связь между предметами, действиями и их обозначениями;

дактильная форма речи, письменная и устная формы речи;

обучение языку осуществляется в процессе общения, в тесной связи с деятельностью обучающихся; в зависимости от возможностей обучающихся выделяются подготовительный (пропедевтический) и основной этапы, продолжительность каждого из них зависит от возможностей обучающегося;

обучение основам коммуникации осуществляется на уроках, индивидуальных занятиях и продолжается в процессе обучения всем учебным предметам, во внеклассной деятельности; в семье по заданиям педагогического работника.

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" включает следующие разделы: жестовый язык; русский язык (развитие речи, обучение грамоте, чтение).

Целесообразно использовать комплексный подход, то есть не выделять специальные занятия по жестовому языку, развитию речи, чтению, а проводить их целостно, включая в уроки как задачи по развитию речи, так и обучение чтению и письму. Важно, чтобы работа по развитию коммуникации была тесно связана с доступной и интересной для обучающихся предметно-игровой, предметно-практической деятельностью.

Одной из основных задач является развитие коммуникативного опыта обучающихся в тесной связи с их личным опытом, формирование интереса к различным формам речи, желание пользоваться ею.

К введению слов и простых фраз педагогический работник подводит обучающегося только тогда, когда сформированы элементарные основы произвольного поведения и внимания.

Первоначально обучающегося учат понимать названия окружающих предметов, простые инструкции, связанные с организацией жизни. Речевые единицы (слова, словосочетания, фразы) предъявляются с использованием всех доступных вербальных и невербальных средств: жестов, пиктограмм, картинок; графического изображения слова (табличек), устного называния. Поддерживаются все ответные реакции обучающегося (как речевые, так и неречевые): указания на предметы, выполнение действий. В процессе предъявления материала значение придается формированию навыков слухозрительного восприятия речи, что предполагает многократное повторение слов и фраз с указанием на соответствующие предметы и действия. Для формирования навыков слухозрительного и слухового восприятия, развития элементарных произносительных умений необходимо наличие звукоусиливающей аппаратуры (стационарной и индивидуальной). Усвоение глухими обучающимися слов и фраз требует многократного повторения, воспроизведения их в условиях разных видов деятельности, повторения и закрепления в условиях семьи, особенно в тех случаях, если обучающийся посещает школу не каждый день. В первую очередь важно научить обучающегося пониманию и воспроизведению слов и фраз, необходимых для обеспечения его жизнедеятельности.

С развитием всех видов речи тесно связано обучение грамоте, в частности, чтению. Обучение грамоте, учитывая низкий интеллектуальный потенциал обучающихся, особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, занимает длительный период. Не все обучающиеся могут овладеть элементарными навыками чтения и письма. Все обучающиеся в разной степени подготовлены к работе по русскому языку. В связи с неоднородностью состава обучающихся программный материал не регламентируется четкими временными рамками, темп прохождения материала зависит от индивидуальных возможностей обучающихся.

С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также проводится работа по формированию коммуникативных навыков. Материально-техническое оснащение учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" включает:

графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий, фотографии, пиктограммы, символы, таблички с напечатанными словами и фразами, наборы букв; предметные и сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

информационно-программное обеспечение: компьютерные программы символов;

компьютерные программы для обучения жестовой речи, доступные обучающие компьютерные программы; тексты для чтения, книжки-самоделки, видеоматериалы.

36.1.1. Содержание обучения. Речь и альтернативная коммуникация.

Развитие речи. Понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира. Расширение словаря за счет лексики, обслуживающей обиходно-бытовую сферу. Формирование навыка ответа на вопросы с использованием готовых грамматических конструкций. Обучение самостоятельному использованию лексико-грамматических единиц в контексте. Понимание и использование простых побудительных, вопросительных, повествовательных, отрицательных конструкций в связи с практической деятельностью обучающегося. Умение отвечать на вопросы и задавать их в связи с реальной практической ситуацией с использованием знакомого тематического словаря. Формирование навыка построения распространенного высказывания. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий в тексте. Завершение сюжета рассказа. Описание событий в школе, классе, дома с опорой на картинки (по данному плану). Пересказ текста по картинке, по серии картинок, по плану. Умение участвовать в диалоге в зависимости от коммуникативной ситуации. Умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами.

Обучение грамоте. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти в процессе подготовки к обучению чтению и письму. Овладение навыками глобального чтения: умение соотносить письменное слово с действием, предметом, свойством, явлением. Соотнесение букв и дактильных знаков на материале знакомых слов. Усвоение печатных букв и дактильных знаков. Составление подписей из букв разрезной азбуки к табличкам-дубликатам. Умение составить знакомые слова из букв разрезной азбуки; набирать на компьютере.

Развитие мелкой моторики. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Игры с мозаикой, кубиками, мелкими предметами. Составление фигур из палочек, соломки, бумажных полосок по подражанию или по образцу взрослого. Рисование, штриховка знакомых изображений.