29. Пояснительная записка.
29.1. Цель реализации: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
29.2. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственного развития, воспитания глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью, сохранение и укрепление их здоровья;
личностное и интеллектуальное развитие глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью;
удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью;
создание условий, обеспечивающих глухому обучающемуся с легкой умственной отсталостью достижение планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся для освоения ими АООП НОО для глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью;
оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;
выявление и развитие способностей глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью с учетом их индивидуальности, самобытности, уникальности через систему клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия, в том числе со слышащими сверстниками), организацию общественно полезной деятельности;
обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды;
целенаправленное и планомерное формирование у обучающихся словесной речи (в устной и письменной формах), речевого поведения в условиях специально педагогически созданной в образовательной организации слухоречевой среды как важнейшего условия более полноценного формирования личности, качественного образования, социальной адаптации и интеграции в общество;
развитие у обучающихся речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний (включая музыку) как необходимого условия наиболее полноценного речевого развития, достижения планируемых результатов начального общего образования, социальной адаптации и интеграции в общество.
Принципы формирования ФАОП НОО представлены в разделе I Общие положения.
Подходы к формированию ФАОП НОО для глухих обучающихся отражены в разделе III Целевой раздел ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1).
29.3. Общая характеристика.
ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.3) предполагает, что глухой обучающийся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствует требованиям к итоговым достижениям нормативно развивающихся сверстников на всех этапах и к моменту завершения школьного обучения; предусматривается создание условий, учитывающих его общие и особые образовательные потребности, индивидуальные особенности, в том числе пролонгация сроков обучения - пять лет или шесть лет.
Данный вариант предполагает особое структурирование содержания обучения, в большей степени развитие у обучающихся жизненных компетенций на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов в доступных для них пределах, в том числе со слышащими детьми и взрослыми, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение).
Образовательная деятельность осуществляется в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды (при постоянном пользовании обучающимися различными типами звукоусиливающей аппаратуры с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций - индивидуальными слуховыми аппаратами, стационарной аппаратурой коллективного и индивидуального пользования).
Важное значение придается развитию словесной речи (устной и письменной) при использовании в качестве вспомогательных средств дактилологии и жестовой речи; введение учебных предметов и коррекционно-развивающих курсов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся; исключение учебных предметов "Иностранный язык" и "Музыка", предусмотренных ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, что обусловлено особенностями слухоречевого развития глухих обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения.
Обязательным является разработка программы коррекционной работы, являющейся важным структурным компонентом АООП, ее реализация в ходе всего образовательно-коррекционного процесса с учётом особых образовательных потребностей глухих обучающийся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их индивидуальных особенностей, в том числе проведение специальной работы по развитию слухового восприятия речи и неречевых звучаний, включая музыку, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны; по развитию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер; по формированию социальных компетенций, включая социально-бытовую ориентировку, адекватных отношений с окружающими людьми на основе принятых в обществе морально-этических норм.
29.4. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
Данный вариант программы ориентирован на глухих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Также данный вариант может осваиваться глухими обучающимися с ЗПР. Этим обучающимся свойственны определённые особенности высшей нервной деятельности и темперамента, проявляющиеся в особом характере и низкой скорости протекания мыслительных процессов, невысокой работоспособности, что обуславливает низкий уровень учебных возможностей, снижение познавательной активности, отсутствие мотивации к учебной деятельности.
Осложненные варианты нарушенного развития обусловливают особые образовательные потребности этих обучающихся, требуя особой организации педагогического пространства в виде специальной полифункциональной образовательной среды. Подобная среда позволяет осуществить постоянный медицинский контроль и обеспечить комплексное сопровождение каждого обучающегося.
Комплексное психолого-педагогическое обследование каждого обучающегося позволяет определить прогноз его развития, организовать процедуру его клинико-психолого-педагогического сопровождения на разных этапах образования: как в образовательной организации, так и в семье. При сложной структуре нарушения образование обучающегося носит компенсирующий характер, определяя приоритет "жизненных" (социальных) компетенций над "академическими". Основной задачей обучения и воспитания становится формирование социальных компетенций: представлений о природе и жизни людей, навыков личной гигиены и самообслуживания, привитие простых социокультурных и трудовых допрофессиональных навыков, воспитание культуры межличностных отношений, в том числе поведения со взрослыми и сверстниками.
29.5. Особые образовательные потребности обучающихся:
формирование и развитие словесной речи (в устной и письменной форме) при использовании в качестве вспомогательных средств общения и обучения дактильной и жестовой речи;
формирование элементарных операций наглядно-образной мыслительной деятельности: сравнение, обобщение;