19. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык".
19.1. Пояснительная записка.
Федеральная рабочая программа по предмету "Русский язык" на уровне начального общего образования глухих обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
19.1.1. Программа по русскому языку позволит педагогическим работникам:
реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание русского языка в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учётом особых образовательных потребностей глухих обучающихся;
разработать календарно-тематическое планирование с учетом особых образовательных потребностей глухих обучающихся.
19.1.2. Русский язык является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования. Успехи в его изучении во многом определяют результаты глухих обучающихся по другим предметам и по программе коррекционной работы. В процессе уроков русского языка целенаправленно совершенствуется речевая деятельность глухих обучающихся, их способность к самостоятельному овладению словарём и грамматическими формами за счёт деятельности сохранных анализаторов и развивающегося речевого слуха (на полисенсорной основе).
Содержание дисциплины ориентировано на развитие языковой способности, разных видов речевой деятельности и освоение глухими обучающимися системного устройства языка - в соответствии с положениями коммуникативной системы. Параллельно с освоением языковых закономерностей (лингвистический компонент) происходит коррекция и развитие речи как средства общения и орудия мышления (коммуникативно-когнитивный компонент). В данной связи в обучении русскому языку представлены два пути: практический и теоретико-практический.
Благодаря освоению материала по данной дисциплине обучающиеся овладевают умениями организовывать языковые средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учетом условий коммуникации, развертывать их или сокращать, перестраивать, образовывать нужные словоформы. У глухих обучающихся происходит воспитание осознанного отношения к собственной речи. Это требует осуществления языковых наблюдений и грамматической обработки продуцируемых высказываний. Лингвистические единицы, подвергающиеся разностороннему рассмотрению (анализу), одновременно являются единицами речи и образцами построения новых высказываний.
При изучении каждого раздела обучающиеся не только получают соответствующие знания, но и осваивают разные виды речевой деятельности. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются практическим путём. Овладение русским языком обеспечивает глухим обучающимся успешную интеграцию в общество.
19.2. Содержание обучения определяется основными содержательными линиями обучения русскому языку. В их числе языковая способность, речевая деятельность, языковые закономерности:
1. Языковая способность:
потребность в словесном общении с участниками образовательного процесса в условиях слухоречевой среды;
ситуативное общение, внеситуативное. Расширение ситуативного и внеситуативного общения в знакомых и новых обстоятельствах;
понимание, использование вариативных высказываний. Стремление запоминать новые речевые единицы и использовать их в речи;
понимание значения новых слов, словосочетаний в условиях ситуативного общения, речевого контекста. Использование знакомых речевых единиц в различных (известных и новых) ситуациях в соответствии с задачей общения;
стремление к установлению взаимопонимания в знакомых ситуациях общения на основе словесной речи (внятность произнесения, использование уточняющих вопросов, вариативных высказываний);
понимание значения нового речевого материала в условиях практической деятельности, в предметной ситуации, в контексте прочитанного. Осознание аналогий в языковых формах, построение речевых высказываний по аналогии со знакомыми словоформами и конструкциями высказываний.
Характеристика деятельности обучающихся:
восприятие, понимание и воспроизведение речевых образцов в условиях педагогически организованного общения и в естественных ситуациях;
проговаривание всего речевого материала, независимо от фонетических трудностей, достаточно внятно и естественно, наиболее полно реализуя произносительные возможности;
соотнесение предметных действий с речевыми образцами. Подражание речевым действиям педагогического работника;
самостоятельное использование знакомых речевых единиц в процессе урока, предметно-практической деятельности, в игре, в обиходно-разговорных ситуациях. Построение собственных высказываний из знакомых речевых единиц;
восприятие устной речи слухозрительно и на слух, произнесение речевого материала внятно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности. Использование знакомых речевых единиц в различных (известных и новых) ситуациях в соответствии с задачей общения.
2. Речевая деятельность. Говорение:
овладение словесной речью в общении и для общения, потребность в речи;
использование словесной речи для установления контакта со взрослыми, сверстниками, овладение коммуникативными умениями, стремление быть понятым участниками образовательного процесса;