Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

VII. Содержательный раздел ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2)

19. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык".

19.1. Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа по предмету "Русский язык" на уровне начального общего образования глухих обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

19.1.1. Программа по русскому языку позволит педагогическим работникам:

реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;

определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание русского языка в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учётом особых образовательных потребностей глухих обучающихся;

разработать календарно-тематическое планирование с учетом особых образовательных потребностей глухих обучающихся.

19.1.2. Русский язык является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования. Успехи в его изучении во многом определяют результаты глухих обучающихся по другим предметам и по программе коррекционной работы. В процессе уроков русского языка целенаправленно совершенствуется речевая деятельность глухих обучающихся, их способность к самостоятельному овладению словарём и грамматическими формами за счёт деятельности сохранных анализаторов и развивающегося речевого слуха (на полисенсорной основе).

Содержание дисциплины ориентировано на развитие языковой способности, разных видов речевой деятельности и освоение глухими обучающимися системного устройства языка - в соответствии с положениями коммуникативной системы. Параллельно с освоением языковых закономерностей (лингвистический компонент) происходит коррекция и развитие речи как средства общения и орудия мышления (коммуникативно-когнитивный компонент). В данной связи в обучении русскому языку представлены два пути: практический и теоретико-практический.

Благодаря освоению материала по данной дисциплине обучающиеся овладевают умениями организовывать языковые средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учетом условий коммуникации, развертывать их или сокращать, перестраивать, образовывать нужные словоформы. У глухих обучающихся происходит воспитание осознанного отношения к собственной речи. Это требует осуществления языковых наблюдений и грамматической обработки продуцируемых высказываний. Лингвистические единицы, подвергающиеся разностороннему рассмотрению (анализу), одновременно являются единицами речи и образцами построения новых высказываний.

При изучении каждого раздела обучающиеся не только получают соответствующие знания, но и осваивают разные виды речевой деятельности. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются практическим путём. Овладение русским языком обеспечивает глухим обучающимся успешную интеграцию в общество.

19.2. Содержание обучения определяется основными содержательными линиями обучения русскому языку. В их числе языковая способность, речевая деятельность, языковые закономерности:

1. Языковая способность:

потребность в словесном общении с участниками образовательного процесса в условиях слухоречевой среды;

ситуативное общение, внеситуативное. Расширение ситуативного и внеситуативного общения в знакомых и новых обстоятельствах;

понимание, использование вариативных высказываний. Стремление запоминать новые речевые единицы и использовать их в речи;

понимание значения новых слов, словосочетаний в условиях ситуативного общения, речевого контекста. Использование знакомых речевых единиц в различных (известных и новых) ситуациях в соответствии с задачей общения;

стремление к установлению взаимопонимания в знакомых ситуациях общения на основе словесной речи (внятность произнесения, использование уточняющих вопросов, вариативных высказываний);

понимание значения нового речевого материала в условиях практической деятельности, в предметной ситуации, в контексте прочитанного. Осознание аналогий в языковых формах, построение речевых высказываний по аналогии со знакомыми словоформами и конструкциями высказываний.

Характеристика деятельности обучающихся:

восприятие, понимание и воспроизведение речевых образцов в условиях педагогически организованного общения и в естественных ситуациях;

проговаривание всего речевого материала, независимо от фонетических трудностей, достаточно внятно и естественно, наиболее полно реализуя произносительные возможности;

соотнесение предметных действий с речевыми образцами. Подражание речевым действиям педагогического работника;

самостоятельное использование знакомых речевых единиц в процессе урока, предметно-практической деятельности, в игре, в обиходно-разговорных ситуациях. Построение собственных высказываний из знакомых речевых единиц;

восприятие устной речи слухозрительно и на слух, произнесение речевого материала внятно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности. Использование знакомых речевых единиц в различных (известных и новых) ситуациях в соответствии с задачей общения.

2. Речевая деятельность. Говорение:

овладение словесной речью в общении и для общения, потребность в речи;

использование словесной речи для установления контакта со взрослыми, сверстниками, овладение коммуникативными умениями, стремление быть понятым участниками образовательного процесса;