Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 17 июля 2024 года)

VI. Целевой раздел ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2)

17. Пояснительная записка.

17.1. Цель реализации ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2): обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей глухих обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

17.2. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

1) формирование общей культуры, духовно-нравственного развития, воспитания глухих обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья;

2) личностное и интеллектуальное развитие глухих обучающихся;

3) удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у глухих обучающихся;

4) создание условий, обеспечивающих глухому обучающемуся достижение планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;

5) минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся для освоения ими АООП НОО для глухих обучающихся;

6) оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;

7) выявление и развитие способностей глухих обучающихся с учетом их индивидуальности, самобытности, уникальности через систему клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия, в том числе со слышащими сверстниками), организацию общественно полезной деятельности;

8) обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды;

9) целенаправленное и планомерное формирование у обучающихся словесной речи (устной и письменной), речевого поведения в условиях специально педагогически созданной в образовательной организации слухоречевой среды как важнейшего условия более полноценного формирования личности, качественного образования, социальной адаптации и интеграции в общество;

10) развитие у обучающихся речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний (включая музыку) как необходимого условия наиболее полноценного речевого развития, достижения планируемых результатов начального общего образования, социальной адаптации и интеграции в общество.

17.3. Принципы формирования ФАОП НОО представлены в разделе I Общие положения.

Подходы к формированию ФАОП НОО для глухих обучающихся отражены в разделе III Целевой раздел ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1).

17.4. Общая характеристика ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2).

Данный вариант предполагает пролонгированные сроки начального общего образования глухих обучающихся - 5 лет или 6 лет. Выбор продолжительности обучения (5 или 6 лет за счет введения первого дополнительного класса) остается за образовательной организацией, исходя из особых образовательных потребностей глухих обучающихся, поступивших в школу. Особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию словесной речи (устной и письменной) при использовании в качестве вспомогательных средств дактилологии и жестовой речи (во внеурочное время); введение учебных предметов и коррекционных курсов с учётом особых образовательных потребностей глухих обучающихся; исключение учебных предметов "Иностранный язык" и "Музыка", что обусловлено особенностями слухоречевого развития глухих обучающихся; применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения.

Предусматривается поэтапное развитие у глухих обучающихся речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения; проведение специальной работы по развитию слухового восприятия речи и неречевых звучаний, включая музыку, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны; развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой и двигательной сфер, формирование социальных компетенций, включая социально-бытовую ориентировку, адекватные отношения с окружающими людьми на основе принятых в обществе морально-этических норм; преодоление коммуникативных барьеров при взаимодействии обучающихся со слышащими людьми (в знакомых ситуациях учебной и внеурочной деятельности, в условиях семейного воспитания), а также с лицами, имеющими нарушение слуха; поддержка эмоционально комфортной образовательной среды. Образовательная деятельность осуществляется в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды (при постоянном пользовании обучающимися различными типами звукоусиливающей аппаратуры с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций - индивидуальными слуховыми аппаратами, стационарной аппаратурой коллективного и индивидуального пользования).

Обязательной является разработка программы коррекционной работы, являющейся важным структурным компонентом АООП, ее реализация в ходе всего образовательно-коррекционного процесса с учетом особых образовательных потребностей глухих обучающихся, их индивидуальных особенностей.

17.5. Психолого-педагогическая характеристика глухих обучающихся представлена в разделе III Целевой раздел ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1) (пункт 12.4).

17.6. Особые образовательные потребности глухих обучающихся представлены в разделе III Целевой раздел ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1) (пункт 12.5).

18. Планируемые результаты освоения ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2).

Наполнение программы начального общего образования (содержание и планируемые результаты обучения, условия организации образовательной среды) подчиняется современным целям начального образования, которые представлены в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.

Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи).

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.

При определении подходов к контрольно-оценочной деятельности глухих обучающихся учитываются формы и виды контроля, а также требования к объёму и числу проводимых контрольных, проверочных и диагностических работ - с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся.

В соответствии с дифференцированным и деятельностным подходами содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, а также задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

18.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения глухими обучающимися ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2).