Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 17 июля 2024 года)

I. Цели, задачи и принципы построения ПКР

1. При проектировании ПКР следует иметь в виду, что ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) адресована обучающимся с НОДА, демонстрирующим готовность к получению основного общего образования в соответствии с достигнутыми личностными, метапредметными и предметными результатами, определенными в ФАОП НОО (варианты 6.2) как в инклюзивных, так и в отдельных образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в специальных классах для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в пролонгированные сроки (5-10 классы) в условиях, учитывающих их особые образовательные потребности.

2. ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности разных категорий обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.

3. Нарушения функций опорно-двигательного могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у обучающихся с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь разную степень выраженности.

Двигательные нарушения у обучающихся имеют различную степень выраженности (тяжелые, средней тяжести, легкие).

Группу обучающихся по варианту 6.2 составляют дети и подростки с дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся самостоятельно, при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности.

4. Коррекционно-развивающие курсы в Программе коррекционной работы АООП ООО обучающих с НОДА вариант 6.2 реализуются в виде коррекционно-развивающих занятий по трем направлениям:

логопедические занятия (по рекомендации ПМПК);

занятия с психологом (по рекомендации ПМПК);

специальные коррекционные занятия по предметам, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях.

Необходимость индивидуальных логопедических занятий определяется тем, что у большинства обучающихся с НОДА отмечаются дизартрические (речедвигательные) нарушения различной степени тяжести (стертая или умеренно выраженная дизартрия); они обуславливают нарушение общей разборчивости речи, что приводит к коммуникативным трудностям; у многих обучающихся с двигательными нарушениями наблюдается недоразвитие устной речи, нарушена связная речь; часто у обучающихся с НОДА отмечаются дислексия и дисграфия, они испытывают трудности в овладении навыками чтения и письма; у небольшой части обучающихся с НОДА может отмечаться распад речи (афазия) как следствие травмы головного мозга или текущего неврологического заболевания.

У обучающихся с НОДА не наблюдается четкой взаимосвязи между тяжестью двигательных, психических и речевых нарушений.

Логопедические занятия организовываются в соответствии с рекомендацией ПМПК. Содержание и срок реализации Программы индивидуальной коррекционной работы (логопедические занятия) зависят от структуры и тяжести речевого нарушения. Требования к результатам освоения Программы определяются индивидуально для каждого обучающегося. Степень включенности учителя-логопеда устанавливается самостоятельно образовательной организацией в зависимости от речевого развития обучающегося с НОДА.

Необходимость индивидуальных и малогрупповых занятий с психологом обусловлена тем, что у обучающихся с НОДА в подростковом возрасте часто возникают негативные переживания, связанные с осознанием имеющегося нарушения и ограничением жизнедеятельности. Эти переживания приводят к реакциям пассивного и активного протеста, невротическим реакциям, декомпенсациям акцентуаций характера. Личность обучающихся с НОДА характеризуется высоким уровнем невротизации, низкой самооценкой, фиксацией на двигательном дефекте, неадекватной оценкой себя как субъекта будущей профессиональной деятельности, неадекватностью профессиональных интересов и внутренней картиной болезни. У большинства обучающихся этой группы ориентация на будущую профессию происходит без учета тех ограничений, которые накладывает заболевание. Они демонстрируют профессиональные намерения, свойственные более младшему возрасту, не учитывающие реальных возможностей. Данные особенности формируются в результате неправильного воспитания, условий жизни и негативно отражаются на взаимоотношениях с окружающими, в частности, возникает повышенная зависимость от родителей. Эти негативные проявления должны быть скорректированы в ходе занятий с психологом.

Также у обучающихся с НОДА на данном возрастном этапе при целенаправленной диагностике выявляется парциальная недостаточность высших психических функций (зрительно-моторное восприятие, конструктивный праксис, стереогноз, повышенная истощаемость психических процессов и другие), что указывает на трудности компенсации этих нарушений в начальной школе и негативно влияет на дальнейшее обучение.

Наличие двигательной патологии, неправильное воспитание, социальная депривация способствуют закреплению или выявлению конституционально обусловленных черт астено-невротического, сенситивного и психастенического типов акцентуаций характера, что позволяет рассматривать подростков с НОДА как "группу риска" в отношении дезадаптационных срывов.

Занятия с психологом организуются в соответствии с рекомендацией ПМПК. Содержание и срок реализации Программы индивидуальной коррекционной работы с психологом зависят от особенностей и выраженности проявлений личностной декомпенсации. Требования к результатам освоения Программы определяются индивидуально для каждого обучающегося.

Особые образовательные потребности в коррекционной работе психолога.

В связи с выраженными астеническими проявлениями, замедленным темпом усвоения знаний, двигательными нарушениями, парциальными нарушениями отдельных психических функций, затрудняющими обучение данной группы обучающихся, требуются индивидуальные занятия с психологом по развитию когнитивных процессов.

В связи с особенностями личностного развития, обусловленными внешними проявлениями заболевания и социальной депривацией, затрудняющими адаптацию в образовательной организации, требуются занятия по профилактике и коррекции личностного развития.

В связи с особенностями воспитания по типу гиперопеки, а иногда по типу эмоционального отвержения, требуется работа психолога по нормализации внутрисемейных отношений и коррекции неадекватных подходов к воспитанию в семье.

В связи с проблемами межличностных отношений обучающегося с НОДА со здоровыми сверстниками требуется работа психолога по коррекции межличностных отношений.

Необходимость специальных коррекционных занятий по предметам, направленных на ликвидацию пробелов в знаниях, вызвана тем, что у обучающихся с НОДА пробелы в знаниях обусловлены дефицитом отдельных когнитивных функций, в первую очередь недостаточной сформированностью пространственных представлений, что выявляется при обследовании с помощью сенсибилизированых проб. Этот дефицит сохраняется у части обучающихся в подростковом и юношеском возрасте и вызывает затруднения в овладении геометрическим понятиями, знаниями по отдельным темам предметной области "Естественно-научные предметы", при работе с картами (особенно контурными), при овладении программными материалом по предметам "Изобразительное искусство", "Труд (технология)".

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минпросвещения России от 17 июля 2024 года N 495. - См. предыдущую редакцию)

5. Программа коррекционно-развивающих занятий разрабатывается, исходя из трудностей, которые испытывают обучающиеся с НОДА. Занятия проводятся с использованием специальных методов коррекционно-развивающего обучения, индивидуально или малыми группами. Группы комплектуются из обучающихся с двигательными нарушениями, испытывающих сходные трудности.

6. Цели, задачи и принципы построения ПКР логопеда

6.1. Основная цель ПКР логопеда с обучающимися с НОДА выявление и преодоление нарушений речевого развития, а также дальнейшее развитие устной и письменной речи, совершенствование коммуникации для успешного усвоения академического компонента образовательной программы.

6.2. Задачи программы логопедической работы с обучающимися с НОДА отражают разработку и реализацию содержания основных направлений работы (диагностическое, коррекционно-развивающее направление, консультативное, информационно-просветительское).

В структуре программы коррекционно-логопедической работы в варианте 6.2 (основное образование) для обучающихся с НОДА выделяются следующие задачи: