17. Психолого-педагогическое обеспечение:
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок);
обеспечение психолого-педагогических условий реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса;
учет особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, их индивидуальных особенностей;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
особая пространственная и временная организация образовательной среды и процесса обучения с учетом особенностей обучающихся с ЗПР подросткового возраста;
использование специальных методов и приемов, средств обучения, специальных дидактических и методических материалов с учетом специфики трудностей в овладении предметными знаниями на уровне основного общего образования и формировании сферы жизненной компетенции;
создание организационных, мотивационных и медико-психологических условий для поддержания умственной и физической работоспособности с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающегося с ЗПР;
обеспечение системы комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся с ЗПР в условиях образовательной организации (в том числе на основе сетевого взаимодействия);
организация психолого-педагогического сопровождения, направленного на коррекцию и ослабление имеющихся нарушений в познавательной, речевой, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сферах;
осуществление коррекции познавательной деятельности и речевой сферы в процессе реализации образовательных программ основного общего образования и при реализации ПКР на уровне основного общего образования как основы коррекции имеющихся у обучающегося с ЗПР нарушений;
осуществление психологического и социального сопровождения обучающегося с ЗПР, направленное на его личностное становление и профессиональное самоопределение, на профилактику социально нежелательного поведения, развитие навыков соблюдения правил кибербезопасности при общении в социальных сетях;
специальные групповые психокоррекционные занятия по формированию саморегуляции познавательной деятельности и поведения; закрепление и активизация навыков социально одобряемого поведения;
усиление видов деятельности, специфичных для данной категории обучающихся, обеспечивающих осмысленное освоение содержания образования как в его академической части, так и в части формирования социальных (жизненных) компетенций: усиление предметно-практической деятельности с активизацией сенсорных систем; чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с опорой на алгоритм; "пошаговость" в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы).
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие семьи и ребенка; поддержку и включение семьи в процесс абилитации обучающегося средствами образования и ее особую подготовку силами специалистов;
возможность тьюторского сопровождения, необходимость и длительность которого определяется психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации;
мониторинг динамики индивидуальных образовательных достижений и уровня психофизического развития обучающегося с ЗПР;
мониторинг соответствия созданных условий особым образовательным потребностям обучающегося с ЗПР на уровне основного общего образования.
Организация процесса обучения обучающихся с ЗПР предусматривает применение здоровьесберегающих технологий. Для обучающихся с ЗПР необходимы:
рациональная смена видов деятельности на уроке с целью предупреждения быстрой утомляемости обучающихся; организация подвижных видов деятельности, динамических пауз;
использование коммуникативных игр для решения учебных задач и формирования положительного отношения к учебным предметам;
формирование культуры здорового образа жизни при изучении предметов и коррекционных курсов;
формирование комфортной психологической атмосферы в процессе общения со сверстниками и преподавателями на занятиях по учебным предметам, коррекционным курсам и во внеурочное время.
18. Программно-методическое обеспечение.
В процессе реализации ПКР могут быть использованы рабочие коррекционно-развивающие программы психолого-педагогической и социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности в том числе педагога-психолога, учителя-дефектолога (олигофренопедагога), учителя-логопеда, учителя-предметника, социального педагога.
19. Кадровое обеспечение.
Коррекционно-развивающая работа осуществляться учителями-дефектологами (олигофренопедагогами), педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, специалистами по адаптивной физической культуре, а также педагогическими работниками (в том числе учителями-предметниками), имеющими специальную подготовку в области образования детей с ЗПР. При необходимости в процессе реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР возможно временное или постоянное участие тьютора (ассистента).
Уровень квалификации работников образовательной организации для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.