1. При проектировании ПКР следует иметь в виду, что ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) адресована слабовидящим обучающихся, демонстрирующим готовность к получению основного общего образования в соответствии с достигнутыми личностными, метапредметными и предметными результатами, определенными в ФАОП НОО (варианты 4.2) в пролонгированные сроки (5-10 классы) при создании условий, учитывающих их особые образовательные потребности.
2. ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.
3. Ценностные ориентиры ПКР связаны с тем, что реализация программы в ходе всего образовательно-коррекционного процесса способствует качественному образованию слабовидящих обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, достижение планируемых результатов основного общего образования.
4. Цель ПКР: оказание слабовидящим обучающимся помощи в освоении АООП ООО, формирование информационных, коммуникативных и тифлотехнических компетенций, обеспечивающих жизненную и профессиональную самореализацию, развитие, совершенствование и универсализация компенсаторных умений и навыков, пространственной и социально-бытовой ориентировки, академических способностей.
5. Задачи ПКР:
определение индивидуальных образовательных потребностей и затруднений слабовидящих обучающихся, оказание коррекционной помощи при освоении АООП ООО;
определение оптимальных психолого-педагогических и организационных условий для получения основного общего образования слабовидящими обучающимися, развития, совершенствования и универсализации компенсаторных умений и навыков, формирования информационных, коммуникативных и тифлотехнических компетенций, всестороннего развития способностей обучающихся;
разработка и использование программ курсов коррекционно-развивающей области, программ дополнительной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы для слабовидящих обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
реализация комплексного психолого-педагогического сопровождения слабовидящих обучающихся в соответствии с рекомендациями ППк и ПМПК;
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации слабовидящих обучающихся;
обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексном психолого-педагогическом сопровождении слабовидящих обучающихся;
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) слабовидящих обучающихся.
6. Содержание ПКР определяют следующие принципы:
6.1. Принцип преемственности и перспективности. Обеспечивает продолжение коррекционно-развивающей работы, начатой на уровне начального общего образования, в основной школе (расширение и конкретизация представлений, развитие и совершенствование компенсаторных навыков, формирование специальных компетенций и так далее);
6.2. Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Обеспечивает включение коррекционно-развивающей работы в урочную и внеурочную деятельность;
6.3. Принцип индивидуального подхода. Основывается на учете при организации и проведении коррекционно-развивающей работы индивидуальных особенностей психофизического развития слабовидящих обучающихся, уровня сформированности компенсаторных способов действий, их образовательных и абилитационно-реабилитационных потребностей;
6.4. Принцип дифференцированного подхода. Обеспечивает дифференциацию методов и приемов коррекционно-развивающей работы в зависимости от вариативных типологических особенностей слабовидящих обучающихся (различная степень выраженности и клинические формы слабовидения, обучающиеся с различным уровнем сформированности компенсаторных способов действий).
7. Перечень и содержание направлений работы.
7.1. Содержание ПКР определяется на основе решения ППк образовательной организации, базирующегося на рекомендациях ПМПК, ИПРА каждого обучающегося, результатах его комплексного обследования.
7.2. Направления коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее и психопрофилактическое, консультативное, информационно-просветительское) раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации и отражают содержание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения слабовидящих обучающихся.
7.3. Характеристика содержания направлений коррекционной работы.
7.3.1. Диагностическое направление предполагает:
проведение комплексной диагностики психофизического развития слабовидящих обучающихся и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи в условиях отдельной образовательной и общеобразовательной организации;
определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития слабовидящих обучающихся, прогнозирование эффективности коррекционно-развивающей работы;
проведение мониторинга динамики успешности освоения АООП ООО обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящие обучающиеся), включая программу коррекционной работы.
7.3.1.1. Диагностическое направление реализуется учителем-дефектологом (тифлопедагогом), педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, тьютором и другими педагогическими работниками.
7.3.1.2. Комплексное психолого-педагогическое обследование включает: выявление компенсаторных возможностей слабовидящих обучающихся в учебной, познавательной, ориентировочно-поисковой, социально-коммуникативной, социально-бытовой и трудовой деятельности;
изучение познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей слабовидящих обучающихся;