1. При проектировании ПКР следует иметь в виду, что ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.2) адресована слепым обучающимся, демонстрирующим готовность к получению основного общего образования в соответствии с достигнутыми личностными, метапредметными и предметными результатами, определенными в ФАОП НОО (варианты 3.2) в пролонгированные сроки (5-10 классы) при создании условий, учитывающих их особые образовательные потребности.
2. ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.2) предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности слепых обучающихся и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.
3. Ценностные ориентиры ПКР связаны с тем, что реализация программы в ходе всего образовательно-коррекционного процесса способствует качественному образованию слепых обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, достижение планируемых результатов основного общего образования.
4. Цель ПКР: определение и реализация в образовательно-коррекционном процессе комплексной системы педагогической, психолого-педагогической и социально-педагогической помощи слепым обучающимся для успешного освоения адаптированной основной общеобразовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося для самореализации в обществе.
5. Задачи ПКР:
определение индивидуальных образовательных потребностей и затруднений слепых обучающихся, оказание коррекционной помощи при освоении АООП ООО;
определение оптимальных психолого-педагогических и организационных условий для получения основного общего образования слепыми обучающимися, развития, совершенствования и универсализации компенсаторных умений и навыков, формирования информационных, коммуникативных и тифлотехнических компетенций, всестороннего развития способностей обучающихся;
разработка и использование программ курсов коррекционно-развивающей области, программ дополнительной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы для слепых обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
реализация комплексного психолого-педагогического сопровождения слепых обучающихся в соответствии с рекомендациями ППк и ПМПК;
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации слепых обучающихся;
обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексном психолого-педагогическом сопровождении слепых обучающихся;
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) слепых обучающихся.
6. Принципы, определяющие содержание ПКР.
Принцип преемственности и перспективности. Обеспечивает продолжение коррекционно-развивающей работы, начатой на уровне начального общего образования, в основной школе (расширение и конкретизация представлений, развитие и совершенствование компенсаторных навыков, формирование специальных компетенций);
Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Обеспечивает включение коррекционно-развивающей работы в урочную и внеурочную деятельность;
Принцип индивидуального подхода. Основывается на учете при организации и проведении коррекционно-развивающей работы индивидуальных особенностей психофизического развития слепых обучающихся, уровня сформированности компенсаторных способов действий, их образовательных и абилитационно-реабилитационных потребностей;
Принцип дифференцированного подхода. Обеспечивает дифференциацию методов и приемов коррекционно-развивающей работы в зависимости от вариативных типологических особенностей слепых обучающихся (тотально слепые и слепые с остаточным зрением, обучающиеся с различным уровнем сформированности компенсаторных способов действий).
7. Перечень и содержание направлений работы.
7.1. Содержание ПКР определяется на основе решения ППк образовательной организации, базирующегося на рекомендациях ПМПК, ИПРА каждого обучающегося, результатах его комплексного обследования.
7.2. Направления коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее и психопрофилактическое, консультативное, информационно-просветительское) раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации и отражают содержание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения слепых обучающихся.
7.3. Характеристика содержания направлений коррекционной работы.
7.3.1. Диагностическое направление предполагает:
проведение комплексной диагностики психофизического развития слепых обучающихся и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи в условиях общеобразовательной организации;
определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития слепых обучающихся, прогнозирование эффективности коррекционно-развивающей работы;
проведение мониторинга динамики успешности освоения АООП ООО слепых обучающихся, включая программу коррекционной работы.
7.3.1.1. Диагностическое направление реализуется учителем-дефектологом (тифлопедагогом), педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, тьютором и другими педагогическими работниками.
7.3.1.2. Комплексное психолого-педагогическое обследование включает: выявление компенсаторных возможностей слепых обучающихся в учебной, познавательной, ориентировочно-поисковой, социально-коммуникативной, социально-бытовой и трудовой деятельности;
проведение комплексной диагностики психофизического развития слепых обучающихся и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи в условиях общеобразовательной организации;