Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 17 июля 2024 года)

I. Цели, задачи и принципы построения ПКР

1. При проектировании ПКР учитывается, что ФАОП ООО (вариант 2.2.1) адресована обучающимся с нарушениями слуха (слабослышащим, позднооглохшим, КИ обучающимися, глухим), демонстрирующим готовность достижения планируемых результатов основного общего образования за пятилетний срок обучения - 5-9 классы (с учетом уровня их общего и речевого развития, достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов начального общего образования), при создании в образовательной организации условий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся.

2. ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.2.1) предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.

3. Ценностные ориентиры ПКР связаны с тем, что ее реализация в ходе всего образовательно-коррекционного процесса способствует качественному образованию обучающихся с нарушениями слуха с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, достижение планируемых результатов ФАОП ООО (вариант 2.2.1).

4. Цель ПКР: определение и реализация в образовательно-коррекционном процессе комплексной системы педагогической, психолого-педагогической и социально-педагогической помощи обучающимся с нарушениями слуха для успешного освоения адаптированной основной общеобразовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося для самореализации в обществе.

5. Задачи ПКР:

выявление особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха в ходе комплексного психолого-педагогического обследования;

определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования на основе адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями обучающихся с нарушениями слуха (с учетом рекомендаций ПМПК, ИПРА, ППк образовательной организации);

разработка и реализация Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы обучающегося с нарушениями слуха с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА, а также ППк образовательной организации по результатам комплексного психолого-педагогического обследования;

разработка и проведение коррекционно-развивающих курсов в соответствии с Индивидуальным планом коррекционной работы каждого обучающегося с нарушениями слуха, реализуемых в процессе внеурочной деятельности;

оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в процессе развития личностных качеств обучающихся с нарушениями слуха, их социальных компетенций, в том числе расширение социальной практики при взаимодействии со слышащими людьми и с лицами с нарушениями слуха;

оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в развитии у обучающихся с нарушениями слуха словесной речи - устной (в том числе ее восприятия и воспроизведения) и письменной;

оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в развитии учебно-познавательной деятельности обучающихся с нарушениями слуха в контексте достижения ими планируемых результатов образования;

своевременное выявление трудностей обучающихся в достижении планируемых результатов образования и оказание им специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи;

при желании обучающихся с нарушениями слуха, а также согласованном решении участников образовательных отношений, организация и проведение в процессе внеурочной деятельности специальных занятий, направленных на развитие у обучающихся навыков русского жестового языка, его использования в межличностном общении с лицами, имеющими нарушения слуха, калькирующей жестовой речи, а также ознакомление их с социокультурной жизнью лиц с нарушениями слуха;

выявление у обучающихся с нарушениями слуха особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности; создание условий, способствующих наиболее полноценному их развитию.

оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями слуха в профессиональной ориентации и социальной адаптации;

обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха;

осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с обучающимися с нарушениями слуха, их родителями (законными представителями), с педагогическими работниками образовательной организации и организаций дополнительного образования, а также с другими обучающимися, со специалистами разного профиля, работниками общественных организаций, которые активно взаимодействуют с обучающимися, имеющими нарушение слуха, в процессе образования и в различных видах совместной социокультурной деятельности вне образовательной организации.

6. Содержание ПКР определяют следующие принципы:

6.1. Преемственность.

Реализация принципа способствует созданию единого образовательно-коррекционного пространства при переходе от уровня начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с нарушениями слуха для продолжения образования, социальной адаптации. Принцип обеспечивает связь ПКР с другими разделами адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования: программой формирования универсальных учебных действий, программой воспитания и социализации обучающихся. Принцип реализуется при обязательной преемственности в образовательно-коррекционном процессе в учебной и внеурочной деятельности, в том числе при проведении коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной работы, а также в условиях семейного воспитания при взаимодействии всех участников образовательных отношений.

6.2. Соблюдение интересов обучающихся с нарушениями слуха.

Принцип определяет позицию педагогических работников, которые призваны решать проблемы обучающихся с максимальной пользой и в их интересах, в том числе в их качественном образовании с учетом особых образовательных потребностей.

6.3. Непрерывность.

Принцип гарантирует обучающемуся и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

6.4. Вариативность.

Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимся с нарушениями слуха с учетом их особых образовательных потребностей, имеющихся трудностей в обучении и социализации.

6.5. Комплексность и системность.