Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 17 июля 2024 года)

III. Требования к условиям реализации программы

17. Психолого-педагогическое обеспечение:

В процессе реализации ПКР для обучающихся с двигательными нарушениями в образовательных организациях должны быть созданы следующие психолого-педагогические условия:

индивидуально ориентированная коррекционная работа специалистов психолого-педагогического сопровождения (логопеда, психолога);

учет индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА;

соблюдение ортопедического режима;

соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

для повышения эффективности ПКР - применение коллективных форм работы и работы в парах;

использование специальных методов, приемов, средств обучения;

использование современных психолого-педагогических, в том числе информационных, компьютерных технологий;

учет специфики нарушения развития обучающегося с НОДА;

обеспечение здоровьесберегающих технологий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

обеспечение участия обучающихся с НОДА независимо от степени выраженности нарушений их развития, в совместных мероприятиях со сверстниками;

включение родителей в реализацию ПКР.

18. Программно-методическое обеспечение.

В процессе реализации ПКР могут быть использованы рабочие коррекционные программы, разрабатываемые педагогами образовательной организации, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, подобранный с учетом специфика развития обучающихся с НОДА.

19. Кадровое обеспечение.

Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Необходимо обеспечить на постоянной основе повышение квалификации работников образовательных организаций, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с НОДА, один раз в пять лет.

Кадровые условия: психолог должен иметь высшее психологическое образование и повышение квалификации в области изучения, обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Логопедическая работа должна осуществляться учителями-логопедами соответствующей квалификации, имеющими высшее дефектологическое образование по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" по профилю "Логопедия".

Уровень квалификации работников образовательной организации для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Педагогические работники образовательной организации должны иметь четкое представление об особенностях психического и (или) физического развития обучающихся с НОДА, об их особых образовательных потребностях, о методиках и технологиях организации образовательного и воспитательного процесса с учетом специфики нарушения.

20. Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить безбарьерную адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательной организации, в том числе материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА в здания и помещения образовательной организации, ко всем объектам ее инфраструктуры и организацию их пребывания и обучения.

Материально-техническое обеспечение включает технические средства обучения, в том числе специализированные компьютерные инструменты обучения, с учетом специальных образовательных потребностей обучающихся с НОДА, при необходимости - использование средств для альтернативной и дополнительной коммуникации.

21. Информационное обеспечение.

В процессе реализации ПКР для обучающихся с НОДА необходимо создание условий информационного обеспечения, которые направлены на обеспечение доступа всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией коррекционно-образовательного процесса и условиями его осуществления.

Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды образовательной организации, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий, в том числе ассистивных, обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов коррекционной работы.