17. Психолого-педагогическое обеспечение:
обеспечение дифференцированного подхода в обучении, воспитании и коррекции к слабовидящим обучающимся, с учетом зрительных нарушений, соблюдение режима зрительных нагрузок;
обеспечение психолого-педагогических условий обучения и воспитания слабовидящих обучающихся, в том числе со взрослыми и сверстниками с сохранным зрением, коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания;
учет индивидуальных особенностей, особых образовательных, социально-коммуникативных, абилитационно-реабилитационных и академических потребностей слабовидящих обучающихся;
обеспечение обстановки психологического комфорта (в том числе в условиях совместного обучения со сверстниками с сохранным зрением);
использование современных тифлоинформационных технологий, тифлотехнических средств, устройств и приборов для оптимизации образовательного процесса и повышения его эффективности и доступности для слабовидящих обучающихся;
развитие специальных компетенций, необходимых для подготовки слабовидящих обучающихся к продолжению образования, профессиональной самореализации и включению в социум;
обеспечение взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, в том числе с сохранным зрением в различных видах деятельности, расширение реальных и виртуальных социальных контактов, обогащение социального опыта посредством расширения социально-образовательного пространства за пределы образовательной организации и семьи;
создание специальных условий обучения, воспитания и коррекции, ориентированных на индивидуальные потребности слабовидящих обучающихся, учитывающих зрительные возможности;
использование специальных методов, тифлопедагогических приемов и средств обучения;
включение слабовидящих обучающихся в разнообразные воспитательные и досуговые мероприятия (в том числе совместно со сверстниками с сохранным зрением);
создание здоровьесберегающих условий, с учетом зрительных возможностей обучающихся.
18. Программно-методическое обеспечение. В процессе реализации ПКР могут быть использованы: диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий для осуществления психолого-педагогической диагностики, тифлопедагогического обследования, выявления сформированности компенсаторных навыков пространственной и социально-бытовой ориентировки, тифлотехнических навыков, профдиагностики; рабочие программы курсов коррекционно-развивающей области, индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (тифлопедагога), учителя-логопеда, педагога-психолога и другие.
19. Кадровое обеспечение:
Коррекционно-развивающая работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации в области тифлопедагогики и тифлопсихологии, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Данное направление соответствует положениям организационного раздела ФАОП ООО.
Уровень квалификации работников образовательной организации для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Обеспечивается систематическое повышение квалификации или переподготовка работников образовательных организаций, реализующих АООП ООО (вариант 4.2).
Педагогические работники образовательной организации, реализующей АООП 000 (вариант 4.2), должны обладать профессиональными компетенциями в области организации и осуществления образовательно-коррекционной и воспитательной работы со слепыми обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, проведения мониторинга достижения обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов, анализа и оценки полученных данных, подготовки учебно-методической документации.
20. Материально-техническое обеспечение. Материально-техническое обеспечение предполагает создание материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную коррекционно-развивающую среду образовательной организации, отвечающую особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся.
Для реализации специального (коррекционного) курса "Тифлотехника" необходимо следующее оборудование и программное обеспечение:
компьютерное рабочее место, соответствующее требованиям действующего ГОСТа к типовому специальному компьютерному рабочему месту для инвалида по зрению; персональный компьютер или ноутбук со специальным программным обеспечением: программа увеличения изображения на экране и несколько синтезаторов речи; цифровой планшет, обеспечивающий связь с интерактивной доской в классе (при наличии), с компьютером учителя; сенсорное мобильное устройство, оснащенное камерой с высоким разрешением и специальным программным обеспечением; ручной и стационарный видеоувеличитель; фотокамера для сканирования плоскопечатных текстов, подключаемая к компьютеру; тифлофлешплеер с функцией диктофона; портативное устройство для чтения и прочее.
тактильная ориентировочная трость для ориентировки слепых; приборы, предназначенные для коррекционной работы по пространственной ориентировке ("Графика", "Ориентир"); сенсорные мобильное устройства, оснащенные камерой с высоким разрешением, специальным программным обеспечением (программы увеличения изображения на экране) и навигационными приложениями; рельефные карты по типу "Карта-путь" и "Карта-обозрение" и другое.
При реализации коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" рекомендуются следующие тифлотехнические средства, приборы и устройства:
дозаторы зубной пасты, шампуня и крема; мыльные дозаторы; специальные иглы и нитковдеватели; "Говорящий" определитель цвета; "Говорящая" рулетка; озвученный индикатор уровня жидкости; кухонные дозаторы масла, сыпучих, жидких и других продуктов; "Говорящая мультиварка"; "Говорящие" кухонные и напольные весы; "Говорящий термометр"; "Говорящий" тонометр"; Глюкометр с рельефной индикацией; сенсорные мобильные устройства, оснащенные камерой с высоким разрешением и специальным программным обеспечением (программы увеличения изображения на экране), программами отслеживания транспорта и так далее.
21. Информационное обеспечение.
В образовательной организации должна быть создана информационная образовательная среда, отвечающая особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся. Адаптивная информационная образовательная среда для слабовидящих обучающихся представлена специальным программным обеспечением увеличения изображения на экране компьютера, цифрового планшета и смартфона, тифлотехническими устройствами, обеспечивающими возможность обработки аудиофайлов и текстовых документов, ручными и стационарными видеоувеличителями.
Обязательным требованием является обеспечение доступности слабовидящим обучающимся, официальных сайтов образовательной организации, сетевых источников информации, информационно-методическим фондам.
22. Результатом реализации указанных требований является создание комфортной развивающей образовательно-коррекционной среды, преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования слепых обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей, обеспечивающей качественное образование, социальную адаптацию, достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей).