Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 17 июля 2024 года)

I. Цели, задачи и принципы построения ПКР

1. При проектировании ПКР следует иметь в виду, что ФАОП ООО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра адресована обучающимся с РАС, демонстрирующим готовность к получению основного общего образования в соответствии с достигнутыми личностными, метапредметными и предметными результатами, определенными в ФАОП НОО в условиях, учитывающих их особые образовательные потребности.

2. ФАОП ООО для обучающихся с РАС предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.

3. Ценностные ориентиры ПКР связаны с тем, что реализация программы в ходе всего образовательно-коррекционного процесса способствует качественному образованию обучающихся с РАС с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, достижению планируемых результатов основного общего образования.

4. Цель ПКР: определение комплексной системы психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с РАС с трудностями в обучении и в социализации для успешного освоения основной общеобразовательной программы на основе компенсации имеющихся нарушений и пропедевтики производных трудностей; формирование социальной компетентности, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

5. Задачи ПКР:

определение особых образовательных потребностей, связанных с организацией образовательного процесса, направленного на преодоление патологических форм аутистической защиты у обучающихся с РАС и на развитие активных форм взаимодействия с людьми и с окружающей средой;

определение оптимальных психолого-педагогических и организационных условий для получения основного общего образования обучающимися с трудностями в обучении и социализации, для развития личности обучающихся, их познавательных и коммуникативных способностей;

реализация комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся (в соответствии с рекомендациями ППк и ПМПК при наличии);

разработка и использование специфичных для обучающихся с РАС эффективных методов, методик, приемов и способов подачи учебного материала, необходимых для успешного освоения образовательной программы с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;

обеспечение психологической устойчивости обучающихся с РАС; преодоление трудностей в развитии их эмоционально-волевой сферы и социальной адаптации;

реализация системы профессиональной ориентации и содействие в профессиональном самоопределении обучающегося с РАС;

организация и обеспечение согласованной работы команды педагогических работников и специалистов, непосредственно участвующих в сопровождении обучающихся с РАС, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;

оказание родителям (законным представителям) консультативной и организационной помощи по вопросам решения проблем в развитии; воспитании, социальной адаптации обучающегося с РАС; вопросам реализации ФАОП ООО; привлечение родителей (законных представителей) обучающегося с РАС к совместной работе с педагогическими работниками и специалистами.

6. Содержание ПКР определяют следующие принципы:

6.1. Преемственность.

Принцип обеспечивает создание единого образовательно-коррекционного пространства при переходе от уровня начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с РАС для продолжения образования, социальной адаптации и интеграции в обществе. Принцип обеспечивает связь ПКР с другими разделами адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования: программой формирования универсальных учебных действий, программой воспитания и социализации обучающихся. Принцип реализуется при обязательной преемственности в образовательно-коррекционном процессе в учебной и внеурочной деятельности, в том числе при проведении коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной работы, а также в условиях семейного воспитания при взаимодействии всех участников образовательных отношений.

6.2. Соблюдение интересов обучающихся.

Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему обучающихся с максимальной пользой и в интересах обучающихся.

6.3. Непрерывность.

Принцип гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

6.4. Вариативность.

Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные трудности в обучении и социализации.

6.5. Комплексность и системность.

Принцип обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции трудностей в обучении и социализации, взаимодействие педагогических работников и специалистов различного профиля в решении проблем обучающихся. Принцип предполагает комплексный психолого-педагогический характер преодоления трудностей и включает совместную работу педагогов и ряда специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог).

В программу также включены и специальные принципы, ориентированные на учет особенностей обучающихся с РАС:

принцип системности обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений обучающихся с РАС, взаимодействие педагогических работников и специалистов различного профиля в решении проблем этих обучающихся;

принцип комплексности: преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог и другие);

принцип гуманизации, который определяет, что образование обучающихся с РАС направлено на личностное развитие, обеспечивающее возможность их успешной социализации и социальной адаптации;