Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 17 июля 2024 года)

III. Требования к условиям реализации программы

17. Психолого-педагогическое обеспечение:

обеспечение специализированных условий обучения и воспитания (определение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха, их индивидуальные особенности);

обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок);

обеспечение психолого-педагогических условий реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса;

соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

использование современных сурдопедагогических технологий, в том числе информационных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности и доступности обучающимся с нарушениями слуха;

применение с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся специальных сурдопедагогических методов, приемов, средств обучения, специальных сурдотехнических средств, включая средства электроакустической коррекции слуха (на основе аудиолого-педагогических рекомендаций) - индивидуальных средств слухопротезирования обучающихся (индивидуальных слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов, кохлеарного импланта и индивидуального слухового аппарата), при необходимости звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, использование специализированных компьютерных программ;

обеспечение развития словесной речи (устной и письменной) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся при применении, в том числе специальных методов, приемов и средств обучения;

развитие коммуникативных компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с нарушениями слуха;

обеспечение активного сотрудничества обучающихся в разных видах учебной и внеурочной деятельности, обогащение их социального опыта, активизация взаимодействия с разными партнерами по коммуникации - со слышащими людьми и с лицами, имеющими нарушение слуха, за счет расширения образовательного, социального, коммуникативного пространства;

обеспечение участия обучающихся с нарушениями слуха в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, аудиолого-педагогических рекомендаций к пользованию обучающимися средствами электроакустической коррекции слуха - индивидуальными средствами слухопротезирования (индивидуальными слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами, кохлеарным имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом), при необходимости, звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования в условиях реализации сетевого взаимодействия с сурдологическим центром (кабинетом).

18. Программно-методическое обеспечение.

В процессе реализации ПКР могут быть использованы рабочие коррекционно-развивающие программы, в том числе индивидуализированные, психолого-педагогической и социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности в том числе учителя-предметника, учителя-дефектолога (сурдопедагога), педагога-психолога, социального педагога.

19. Кадровое обеспечение.

Коррекционно-развивающая работа осуществляться учителями-дефектологами (сурдопедагогами), а также педагогическими работниками (в том числе учителями-предметниками), имеющими специальную подготовку в области сурдопедагогики.

Уровень квалификации работников образовательной организации для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Обеспечивается систематическое повышение квалификации или переподготовка работников образовательных организаций, реализующих АООП ООО (вариант 1.1).

Педагогические работники образовательной организации, реализующей АООП ООО (вариант 1.1), должны обладать профессиональными компетенциями в области организации и осуществления образовательно-коррекционной и воспитательной работы с обучающимися с нарушениями слуха с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, проведения мониторинга достижения обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов, анализа и оценки полученных данных, подготовки учебно-методической документации.

20. Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательной организации, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с нарушениями слуха в здания и помещения образовательной организации, а также организацию их пребывания, учебной и внеурочной деятельности, использование в образовательно-коррекционном процессе сурдотехнических средств, включая индивидуальные средства слухопротезирования обучающихся (индивидуальные слуховые аппараты или кохлеарные импланты, кохлеарный имплант и индивидуальный слуховой аппарат), при необходимости, звукоусиливающую аппаратуру коллективного пользования (с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций), применение ассистивных технологий.

21. Информационное обеспечение.

Необходимым условием реализации ПКР является создание информационной образовательной среды, на этой основе развитие при необходимости, временной дистанционной формы обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио-и видеоматериалов, учитывающих особенности и особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха.

22. Результатом реализации указанных требований является создание комфортной развивающей образовательно-коррекционной среды, преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха с учетом их особых образовательных потребностей, обеспечивающей качественное образование, социальную адаптацию, достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей).