214. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык".
214.1. Программа по русскому языку включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по русскому языку.
214.2. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
214.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами русского языка с учетом возрастных особенностей обучающихся на уровне основного общего образования.
214.4. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
214.5 Пояснительная записка.
214.5.1. Программа по русскому языку на уровне основного общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю русского языка в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения.
У обучающихся с РАС отмечаются выраженные трудности при освоении программного материала по русскому языку, связанные с особенностями импрессивной и экспрессивной форм речи и неравномерностью развития у обучающихся данной группы психических функций и навыков.
Часть программных тем может быть усвоена обучающимися с РАС на формальном уровне, что может привести к специфическим трудностям при дальнейшем изучении программного материала.
Некоторые компетенции и навыки могут быть сформированы значительно позже, чем у сверстников без РАС, а, сформировавшись, могут не использоваться в полной мере.
В области речевой деятельности наибольшие затруднения у обучающихся с РАС возникают при функциональном и смысловом анализе текстов и предложений. Особые трудности вызывает контекстуальное понимание. Для обучающихся с РАС написание изложения, и особенно сочинения может оказаться труднодостижимой задачей.
Сложности понимания социального контекста и особенности развития коммуникативной функции речи приводят к специфическим затруднениям в освоении тем и разделов, связанных с литературными и лингвистическими нормами языка.
У обучающихся с РАС с трудом происходит освоение согласования частей речи по родам, числам и падежам, может сильно запаздывать освоение личных окончаний глаголов.
При изучении тем из раздела "Фразеология", наблюдаются специфические трудности овладения переносом лексического значения слова. Даже хорошо успевающие обучающиеся в ряде случаев не понимают переносный смысл слов и не используют сравнение, метафору, иронию в различных видах речевой деятельности.
Сильной стороной обучающихся с РАС часто является хорошая зрительная память, что проявляется в виде феномена "врожденной грамотности" и позволяет успешно осваивать программный материал разделов, связанных с орфографическими нормами и правилами.
Учитывая неравномерность освоения различных областей русского языка, принимая во внимание сильные и слабые стороны обучающегося в овладении предметным содержанием, необходимо стремиться в создании для обучающегося с РАС ситуации успеха как в урочной, так и внеурочной деятельности по данному предмету.
Для достижения планируемых результатов реализации программы, необходимо:
адаптировать методы представления нового материала, способы текущего контроля и репрезентации полученных знаний (например, выполнение части заданий с использованием ИКТ);
задействовать возможности визуальной поддержки устной и письменной речи, использовать максимум наглядных средств обучения (карточки с образцом выполнения задания, карточки с пошаговым выполнением инструкций педагога, дополнительные иллюстрации, схемы, таблицы для изучения некоторых лексических и грамматических тем и другие);
при непосредственном общении с обучающимся с РАС педагогу следует исключить из речи излишнюю эмоциональность, иронию и сарказм, длинные грамматические конструкции (обычно приемлемый размер предложения при вербальной коммуникации педагога с обучающимся 5-6 слов);
при изучении сложных грамматических конструкций использовать визуальное сопровождение (цветовое отображение частей речи, опорные схемы и таблицы, конструкторы фраз на карточках);
при недостаточной сформированности графомоторных навыков могут использоваться различные способы адаптации учебных материалов и заданий, в том числе сокращение объема письменных заданий при сохранении уровня сложности, возможность выполнения заданий на компьютере;
при составлении заданий целесообразно опираться на область стойких интересов обучающегося с РАС. Такими интересами могут быть как распространенные в среде обучающихся с РАС темы, связанные с метро, транспортом, космосом, солнечной системой, животными, так и более специфические: определенный фильм, рассказ или телепрограмма. Обучение с опорой на особо значимые для обучающегося с РАС объекты и персонажи проходит гораздо эффективнее.
Особое значение на каждом году обучения по предмету "Русский язык" следует придавать формированию читательских компетенций, навыкам работы с текстом, формированию функциональной грамотности, жизненных компетенций обучающегося с РАС.
214.5.2. Программа по русскому языку позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС ООО;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание русского языка по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО и с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС;
разработать календарно-тематическое планирование с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.