Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 17 июля 2024 года)

XXXV. Целевой раздел ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)

168. Пояснительная записка.

168.1. ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

168.2. ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом Их особых образовательных потребностей, в том числе обеспечивающая коррекцию нарушений развития, вариант 6.2. АООП НОО.

ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) предполагает увеличение сроков освоения АООП ООО на один год - шесть лет обучения (5-10 классы).

Взаимосвязь варианта адаптированной образовательной программы с типом образовательной организации отсутствует. Варианты 6.1 и 6.2 ФАОП ООО для обучающихся с НОДА могут реализовываться как в инклюзивных, так и в отдельных образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в специальных классах для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

168.3. Целями реализации ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) являются:

организация учебного процесса для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования, отраженных в ФГОС ООО;

создание условий для становления и формирования личности обучающегося с учетом имеющихся ограничений в двигательной сфере;

организация деятельности педагогических работников образовательной организации по созданию индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

168.4. Достижение поставленных целей реализации ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, в том числе специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с НОДА, достижение планируемых результатов освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования, создание возможности для их социализации;

обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с НОДА и реализации ПКР;

взаимодействие образовательной организации при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы с социальными партнерами, в том числе с медицинскими, образовательными организациями, учреждениями социальной защиты, оказывающими помощь обучающимся с НОДА;

выявление и развитие способностей обучающихся с НОДА, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

профессиональная ориентация обучающихся с НОДА с учетом профессиональных возможностей и имеющихся ограничений при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов и сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной подготовки;

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся с НОДА, коррекция отклонений в развитии, обеспечение безопасности;

формирование готовности обучающихся с НОДА к саморазвитию и социальной активности для продолжения обучения в образовательных организациях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации с учетом имеющихся ограничений в двигательной сфере.

168.5. ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) учитывает следующие принципы:

принцип учета ФГОС ООО: ФАОП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне основного общего образования;

принцип учета языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной организации ФАОП ООО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;

принцип учета ведущей деятельности обучающегося: ФАОП ООО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);

принцип индивидуализации обучения: ФАОП ООО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;

системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;

принцип интеграции обучения и воспитания: ФАОП ООО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;

принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований;

принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;