1.2.1. Принципы ПЖОН - основные исходные положения, которыми необходимо руководствоваться при выборе, планировании и реализации мероприятий по ПЖОН в ЧС.
1.2.2. При создании и поддержании условий ПЖОН рекомендуется соблюдать следующие его основные принципы:
приоритетность функции государства в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по ПЖОН;
рациональное распределение функций по ПЖОН между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;
территориально-производственная (отраслевая) организация ПЖОН;
персональная ответственность должностных лиц за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по ПЖОН;
заблаговременная подготовка страны (региона) к ПЖОН;
обеспечение социальной защищенности и психологической поддержки всех граждан в зоне ЧС;
обеспечение физиологической и энергетической достаточности норм ПЖОН в зонах ЧС;
первоочередное ориентирование системы ПЖОН на местные ресурсы и возможности с последующим, при необходимости, использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и масштаба ЧС;
открытость процесса ПЖОН за счет использования ресурсов от непострадавших регионов страны и зарубежной помощи;
способность к быстрому восстановлению системы ПЖОН после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС.
1.2.3. Основным объектом ПЖОН является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.
1.2.4. ПЖОН подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла ЧС.
1.2.5. Вопросы ПЖОН, равно как и его защиты в ЧС, имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления территориальных подсистем РСЧС.
1.2.6. Главной целью ПЖОН является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.
1.2.7. Организацию ПЖОН рекомендуется осуществлять органами повседневного управления:
на региональном уровне - организациями (подразделениями) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающими деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;
на муниципальном уровне - организациями (подразделениями), обеспечивающими деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Данные органы осуществляют свою деятельность в составе территориальных подсистем РСЧС.
1.2.8. ПЖОН рекомендуется осуществлять силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
1.2.9. Подготовку территорий субъектов Российской Федерации к организации ПЖОН рекомендуется осуществлять заблаговременно.
1.2.10. Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации ПЖОН рекомендуется проводить с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасностей для населения возможных ЧС, характерных для каждой территории.
1.2.11. Объемы и содержание мероприятий по подготовке территорий к организации ПЖОН рекомендуется определять исходя из необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
1.2.12. Снабжение пострадавшего населения продуктами питания и водой в зонах ЧС, в районах эвакуации и сил, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС, рекомендуется осуществлять исходя из принципа физиологической (для неработающих) и энергетической достаточности.