Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70476-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов

КРЕПЕЖНЫЕ ТРОСЫ

Технические требования и методы испытаний

Automotive vehicles. Safety of cargo transportation. Lashing wire ropes. Technical requirements and test methods



ОКС 13.300

        03.220

Дата введения 2023-04-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ") и Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (ОАО "НИИАТ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2022 г. N 1724-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Большинство грузов, перевозимых автомобильным транспортом, в целях обеспечения безопасности перевозок и сохранности грузов необходимо надежно размещать и закреплять в кузовах грузовых автотранспортных средств и в грузовых контейнерах. При отсутствии крепления или недостаточно надежном креплении грузов вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий, сопровождаемых травмированием или гибелью людей, нанесением значительного материального ущерба, вызванного повреждением груза, транспортного средства, дорожного покрытия или элементов обустройства автомобильных дорог и улиц, существенно возрастает.

До настоящего времени в системе национальной стандартизации отсутствовало нормирование в отношении надежного крепления грузов, в частности требования к крепежным тросам.

В то же время Европейским союзом накоплен и закреплен в нормативных правовых актах существенный опыт организации, осуществления и контроля операций, связанных с безопасностью перевозки грузов на автотранспортных средствах.

Настоящий стандарт разработан в целях ликвидации пробела в нормативном техническом регулировании в отношении безопасной перевозки грузов автомобильным транспортом. Принимая во внимание необходимость обеспечения безопасности международных грузоперевозок автомобильным транспортом, положения настоящего стандарта гармонизированы с положениями европейского аналога [1]*.

________________

* Поз. [1]-[12]  см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на стальные тросы, являющиеся элементами натяжения в гибких средствах крепления (крепежные тросы), а также на гибкие средства крепления, включающие стальные тросы, используемые для крепления грузов при их перевозке на автомобильных транспортных средствах (АТС) категорий N и O в соответствии с [2], в т.ч. при перевозке груженых АТС на судах, по железной дороге и (или) при комбинированной перевозке грузов.

Настоящий стандарт устанавливает технические требования и методы испытаний в отношении крепежных тросов, а также содержит перечень сведений, касающихся безопасной эксплуатации указанных гибких средств крепления. Эти сведения должны быть доведены до лиц, осуществляющих эксплуатацию АТС и (или) использующих крепежные тросы по назначению.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2224 Коуши стальные для стальных канатов. Технические условия

ГОСТ 3241 Канаты стальные. Технические условия

ГОСТ 4751 Рым-болты. Технические условия

ГОСТ EN 13411-3 Концевая заделка стальных канатов. Безопасность. Часть 3. Зажимы стопорные и запрессовка

ГОСТ 26653 Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования

ГОСТ Р 12.0.010 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков

ГОСТ Р 58753 Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия

ГОСТ Р 58771 Менеджмент риска. Технологии оценки риска

ГОСТ Р 70472 Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов. Расчет сил крепления грузов

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 выбраковка: Выведение из эксплуатации гибких средств крепления, признанных негодными к эксплуатации и подлежащих списанию или восстановительному ремонту.

3.2 гибкое средство крепления: Оборудование, предназначенное для соединения груза с точками крепления, не являющееся постоянной частью АТС.

Примечание - Гибкое средство крепления состоит из элементов натяжения (например, ремня, цепи, троса), натяжных устройств (например, храпового механизма, лебедки, натяжного замка) и, при необходимости, соединительных элементов (например, крюка, рым-болта).

3.3 груз: Материальный объект, перевозимый АТС с момента его погрузки до момента выгрузки.

Примечание - Определение термина применимо для целей настоящего стандарта.

3.4 грузовая единица: Груз, подготовленный для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

3.5 индикатор натяжения: Приспособление для отображения сил, действующих в гибком средстве крепления.

Примечание - См. рисунок 1, позиция E1.

A - крепежный трос; A1 - маркировка; B - элементы натяжения; B1 - стальной трос; B2 - плоский стальной трос; C1 - тросовая лебедка; C2 - тросовая таль; C3 - многофункциональная рычажная таль; D1 - крюк; D2 - рым-болт; D3 - соединительная скоба (серьга); D4 - поворотная скоба с крюком; D5/D6 - комбинирующий элемент: крепежный трос - крепежная цепь (и крепежный трос - крепежный ремень); E1 - индикатор натяжения; E2 - индикатор перегрузки

     Рисунок 1 - Примеры крепежных тросов и плоских крепежных тросов, натяжных устройств C, соединительных элементов D, индикаторов Е

3.6 код прослеживаемости: Последовательность обозначенных на маркировке компонента букв и (или) цифр, которая позволяет отслеживать историю изготовления, включая происхождение применяемой стали, и проводить идентификацию крепежного троса (плоского крепежного троса).

Примечание - См. рисунок 1, позиция А1.

3.7 комбинированное крепление: Гибкое средство крепления, состоящее из натяжного устройства и крепежного троса (плоского крепежного троса), соединенного с крепежными ремнями или крепежными цепями, с соединительными элементами или без них.

3.8 крепежный трос: Гибкое средство крепления, состоящее из стального троса с соединительными элементами или без них и натяжного устройства.

3.9 крепление груза: Комплекс мер и средств (применительно к АТС), обеспечивающих при перевозке груза безопасное для человека и окружающей среды и сохранное состояние груза и АТС путем предотвращения смещения груза относительно АТС в виде скольжения или опрокидывания отдельной грузовой единицы и (или) разрушения штабеля грузовых единиц под действием нормативных для данного вида транспорта ускорений.

Примечание - Крепление груза осуществляют посредством применения запорных устройств, средств блокировки, гибких средств крепления (например, крепежного ремня, крепежной цепи, крепежного троса) или сочетания средств блокировки и гибких средств крепления для препятствия перемещению груза во всех направлениях.

3.10 коэффициент запаса прочности BF/LC: Отношение разрушающей нагрузки к предельной рабочей нагрузке на крепежный трос (плоский крепежный трос).

3.11 натяжение: Способ крепления груза, при котором используют гибкие средства крепления.

3.12 натяжное устройство: Механическое устройство, создающее и поддерживающее силу натяжения в гибком средстве крепления.

Примечания

1 К натяжным устройствам относятся, например, тросовая лебедка, тросовая таль, многофункциональная рычажная таль.

2 См. рисунок 1, позиции C1-CЗ.

3.13 плоский крепежный трос: Гибкое средство крепления, состоящее из нескольких стальных тросов, расположенных рядом и соединенных между собой, и натяжного устройства.

3.14 предельная рабочая нагрузка LC: Максимальная сила натяжения при прямом натяжении, на которую допускается нагружать крепежный трос (плоский крепежный трос) во время его эксплуатации.

3.15 прижимное [фрикционное] натяжение: Способ крепления груза, при котором элементы натяжения расположены поверх груза, что обеспечивает увеличение силы трения вследствие добавления вертикальной составляющей силы натяжения к весу груза.

3.16 прямое натяжение: Способ крепления груза посредством растяжек, при котором элементы натяжения присоединены непосредственно к грузу и точкам крепления.

3.17 разрушающая нагрузка BF: Максимальная нагрузка, которую выдерживает во время испытания крепежный трос (плоский крепежный трос), оборудованный натяжным устройством и соединительными элементами.

3.18 ручная сила HF: Сила, приложенная к приводу натяжного устройства и создающая силу натяжения в крепежном тросе (плоском крепежном тросе).

3.19 сила натяжения TF: Сила в крепежном тросе (плоском крепежном тросе), созданная натяжением натяжного устройства.

3.20 система крепления груза: Совокупность элементов и способов крепления, используемых для крепления груза.

3.21 соединительный элемент: Устройство, соединяющее крепежный трос (плоский крепежный трос) или натяжное устройство с точкой крепления на транспортном средстве или на грузе.

Примечание - См. рисунок 1, позиции D1-D6.

3.22 стандартная ручная сила SHF: Ручная сила, составляющая 500 Н, или максимальная ручная сила, значение которой указано на натяжном устройстве.

3.23 стандартная сила натяжения STF: Сила, сохраняющаяся в крепежном тросе (плоском крепежном тросе) после процесса натяжения и физического отпускания рукояти натяжного устройства.

3.24 тип гибкого средства крепления: Крепежные тросы или плоские крепежные тросы, не имеющие существенных отличий в отношении конструкции троса, натяжных устройств и соединительных элементов, которые могут повлиять на результаты испытаний.

3.25 точка крепления: Элемент конструкции кузова АТС, к которому непосредственно может быть присоединено гибкое средство крепления.

Примечание - Точка крепления может быть выполнена, например, в виде серьги, крюка, овального звена цепи или крепежной шины.

     4 Технические требования

     4.1 Общие положения

Используемые для крепления грузов при их перевозке на АТС гибкие средства крепления, включающие крепежные тросы, должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы учесть опасности, которым подвергается персонал, выполняющий операции по натяжению и разгрузке, возникающие при использовании по назначению гибких средств крепления, включающих крепежные тросы:

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs