ГОСТ Р 70473-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов
ПРОЧНОСТЬ СТРУКТУРЫ КУЗОВА
Технические требования и методы испытаний
Automotive vehicles. Safety of cargo transportation. Strength of the body structure. Technical requirements and test methods
ОКС 13.300
03.220
Дата введения 2023-04-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2022 г. N 1722-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Большинство грузов, перевозимых автомобильным транспортом, в целях обеспечения безопасности перевозок и сохранности грузов необходимо надежно размещать и закреплять в кузовах грузовых автотранспортных средств и в грузовых контейнерах. При отсутствии крепления или недостаточно надежном креплении грузов вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий, сопровождаемых травмированием или гибелью людей, нанесением значительного материального ущерба, вызванного повреждением груза, транспортного средства, дорожного покрытия или элементов обустройства автомобильных дорог и улиц, существенно возрастает.
До настоящего времени в системе национальной стандартизации отсутствовало нормирование в отношении прочности стенок кузовов автотранспортных средств для перевозки грузов.
В то же время Европейским союзом накоплен и закреплен в нормативных правовых актах существенный опыт организации, осуществления и контроля операций, связанных с безопасностью перевозки грузов на автотранспортных средствах.
Настоящий стандарт разработан в целях ликвидации пробела в нормативном техническом регулировании в отношении безопасной перевозки грузов автомобильным транспортом. Принимая во внимание необходимость обеспечения безопасности международных грузоперевозок автомобильным транспортом, положения настоящего стандарта гармонизированы с положениями европейского аналога [1]*.
________________
* Поз. [1]-[5] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
1.1 Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (АТС) для перевозки грузов категорий N и O в соответствии с [2] и устанавливает технические требования и методы испытаний в отношении прочности элементов структуры кузова.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на АТС:
- сконструированные и изготовленные исключительно для перевозки грузов с особыми требованиями в отношении их крепления;
- цельнометаллические фургоны, в которых кузов и кабина являются интегрированной неделимой конструкцией.
Примечание - Требования к обеспечению безопасного крепления грузов в цельнометаллических фургонах приведены в [3].
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 гибкое средство крепления: Оборудование, предназначенное для соединения груза с точками крепления, не являющееся постоянной частью АТС.
Примечание - Гибкое средство крепления состоит из элементов натяжения (например, ремня, цепи, троса), натяжных устройств (например, храпового механизма, лебедки, натяжного замка) и, при необходимости, соединительных элементов (например, крюка, рым-болта).
2.2 груз: Материальный объект, перевозимый АТС с момента его погрузки до момента разгрузки.
2.3 грузоподъемность АТС: Предусмотренная конструкцией АТС максимальная масса груза, который может быть перевезен АТС единовременно.
2.4 крепление груза (для АТС): Комплекс мер и средств, обеспечивающих при перевозке груза безопасное для человека и окружающей среды и сохранное состояние груза и АТС путем предотвращения смещения груза относительно АТС в виде скольжения или опрокидывания отдельной грузовой единицы и (или) разрушения штабеля грузовых единиц под действием нормативных для данного вида транспорта ускорений.
Примечание - Крепление груза осуществляют посредством применения запорных устройств, средств блокировки, гибких средств крепления (например, крепежного ремня, крепежной цепи, крепежного троса) или сочетания средств блокировки и гибких средств крепления для препятствия перемещению груза во всех направлениях.
2.5 стандартный кузов: Кузов АТС, отвечающий требованиям настоящего стандарта в отношении стандартных кузовов, который, в зависимости от массы груза и его трения с поверхностью пола кузова, может потребовать дополнительного крепления этого груза с помощью гибких средств крепления.
2.6 усиленный кузов: Кузов АТС, отвечающий требованиям настоящего стандарта в отношении усиленных кузовов.
2.7 фургон: Жесткий закрытый кузов АТС, предназначенный для перевозки грузов, требующих защиты от внешних воздействий.
В настоящем стандарте использованы следующие обозначения:
B - ширина испытательной поверхности, мм;
F - испытательная нагрузка, даН;
g - ускорение свободного падения принимается равным 10 м/с;
H - высота испытуемой поверхности, мм;
L - длина испытуемой поверхности, мм;
P - масса базовой испытательной нагрузки, кг, установленная изготовителем АТС;
p - требуемое давление при испытаниях, мПа;
- угол наклона испытательной платформы при проведении испытаний на наклон, град.
4.1 Для целей настоящего стандарта кузов рассматривают как структуру и т.д., состоящую из следующих элементов: передняя, задняя, боковые стенки, пол и крыша. Как отдельный элемент также рассматривают расширитель пола кузова (при наличии).
4.2 Кузова подразделяют на следующие типы:
- фургон;
- кузов с откидными боковыми и задним бортами без тента;
- кузов с откидными боковыми и задним бортами и тентом;
- кузов, усиленный с боковых сторон, с тентом на боковых сторонах;
- иные типы.
4.3 Выполнение требований настоящего стандарта проверяют:
- для всей структуры кузова, как указано в 4.1;
- для отдельных типов кузовов, как указано в 4.2.
Если выполнение требований настоящего стандарта уже проверялось для отдельных элементов структуры кузова в составе других кузовов, эти элементы, тем не менее, подвергают проверке в составе данной структуры. Если структура кузова включает взаимозаменяемые элементы, то все эти элементы подвергают проверке. Если структура кузова представляет собой модульную конструкцию, то проверке подвергают отдельные модули, а также кузова в сборе, состоящие из отдельных модулей.
4.4 Выполнение требований настоящего стандарта подтверждают результатами испытаний и(или) расчетных исследований посредством одного из следующих методов:
а) статических испытаний посредством пневмооболочки;
б) статических испытаний посредством наклона АТС по ГОСТ Р 70472*;
________________
* ГОСТ Р 70472 "Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов. Расчет сил крепления грузов".
в) динамических испытаний (только для усиленных кузовов);
г) других методов испытаний, если подтверждена их эквивалентность методам испытаний, указанным в перечислениях а) - в);
д) расчетных методов, которые должны быть подтверждены одним из методов испытаний, указанных в перечислениях а), б) или в).
4.5 Требования к прочности элементов кузова
4.5.1 При проведении статических испытаний, указанных в 4.4, перечисление а) или б), элементы кузова должны выдерживать испытательную нагрузку F в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Элемент кузова | Требования к испытательной нагрузке F | |
| Стандартный кузов (код L) | Усиленный кузов (код XL) |
Передняя стенка (испытания в соответствии с 5.2.3) | 0,4 P·g, но не более 5000 даН | 0,5 P·g |
Задняя стенка (испытания в соответствии с 5.2.4) | 0,25 P·g, но не более 3100 даН | 0,3 P·g |
Боковая стенка (испытания в соответствии с 5.2.5) | 0,3 P·g | 0,4 P·g |
Примечание - Значение P может отличаться от грузоподъемности АТС. Допускается использование больших значений с указанием в маркировке, предусмотренной настоящим стандартом. Для кузовов: - с тентованными боковинами без жестких стенок применяют значение 0,15 P·g; - для кузовов с жесткими стенками и тентованным верхом - 0,24 P·g; - для полностью тентованных кузовов - 0,06 P·g. Для одноуровневых конструкций. Для двухуровневых конструкций см. 4.5.2. |
4.5.2 Требования к двухуровневым конструкциям кузова
Двухуровневыми могут быть только усиленные кузова (код XL).
На верхний уровень, который расположен на высоте половины высоты кузова, разрешается грузить не более 50% значения грузоподъемности АТС. Если конструктивно предусмотрена иная нагрузка верхнего уровня или иное расположение верхнего уровня по высоте, процентное соотношение между загрузкой верхнего и нижнего уровней должно быть соответствующим образом изменено.
При проведении статических испытаний, указанных в 4.4, перечисление а) или б), в зависимости от типа кузова и конструкции пола верхнего уровня, боковая стенка должна выдерживать испытательную нагрузку F в соответствии с таблицей 2. Особенности проведения испытаний см. в 5.2.6.
Таблица 2
Конструкция пола верхнего уровня кузова | Требования к испытательной нагрузке F | |
| Кузов фургон | Кузов с тентованными боковинами |
Усилительная поперечина или пол верхнего уровня имеют опору с правой и левой стенками кузова, чтобы передавать усилия в горизонтальном направлении под правильным углом к продольной оси АТС | 0,4 P·g | 0,45 P·g |
Усилительная поперечина имеет телескопическую конструкцию и не передает усилия в осевом направлении, или пол верхнего уровня имеет опору только в вертикальном направлении | 0,5 P·g | 0,55 P·g |
Примечание - Значение Р может отличаться от грузоподъемности АТС. |