Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 51685-2022 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Поправкой)

     6.2 Приемо-сдаточные испытания рельсов

6.2.1 Рельсы принимаются в объеме плавки (партиями) с применением сплошного и выборочного контроля.

Допускается принимать рельсы сборными партиями из разных плавок. Объем сборной партии рекомендуется в количестве не более 100 рельсов.

В сборную партию допускается объединять рельсы одного типа, одной категории, изготовленные из стали одной марки, прошедшие термоупрочнение по одному режиму или нетермоупрочненные.

Рельсы в сборной партии принимают по результатам испытаний на соответствие 5.8, 5.9.1, 5.9.2, 5.10 одного рельса от любой из плавок, входящей в данную партию.

6.2.2 Сплошной контроль при приемо-сдаточных испытаниях проводят по показателям, контролируемым на каждом рельсе каждой плавки.

Выборочный контроль проводят по показателям, требования к которым оцениваются на пробах от одной плавки (от одного рельса), результаты оценки которых могут распространяться на одну или несколько плавок (рельсов).

6.2.3 Виды испытаний и объем выборки для контроля при приемо-сдаточных испытаниях рельсов - в соответствии с таблицей 15.

6.2.4 Проверку соответствия рельсов требованиям 5.6.2 и 5.7.1 проводят с учетом результатов неразрушающего контроля в соответствии с приложением К.

Таблица 15 - Виды испытаний и объем выборки при приемо-сдаточных испытаниях

Показатель качества рельсов

Выборка по плавкам или по времени для проведения контроля для рельсов

Объем выборки

 

специального назначения

общего назначения

Количество рельсов, проб

Количество образцов от

 

нетермо-

упроч-

ненных

термо-

упроч-

ненных

нетермо-

упроч-

ненных

термо-

упроч-

ненных

от плавки (рельсов)

пробы

Сплошной контроль

Форма и основные размеры поперечного сечения (5.2.1)

Каждая плавка

Каждый рельс

Расположение и диаметр болтовых отверстий (5.2.3)

Каждая плавка

Каждый рельс

Перпендикулярность торцов (5.2.4)

Каждая плавка

Каждый рельс

Отклонение от прямолинейности (5.2.5)

Каждая плавка

Каждый рельс

Скручивание (5.2.6)

Каждая плавка

Каждый рельс

Внутренние дефекты (5.6.2)

Каждая плавка

Каждый рельс

Качество поверхности, включая торцы, фаски и болтовые отверстия (5.7)

Каждая плавка

Каждый рельс

Маркировка (5.13)

Каждая плавка

Каждый рельс

Выборочный контроль

Длина (5.2.2)

Каждая плавка

10% рельсов

-

Химический состав (5.4.1, 5.4.2)

Каждая плавка

Одна ковшовая проба

-

Массовая доля общего кислорода (5.4.4)

Каждая плавка

Первая и последняя плавка из серии

Одна проба от рельса

Один образец из пробы

Массовая доля водорода (5.4.5)

Каждая плавка

Пробы по 6.3.2

Одно измерение

Загрязненность неметаллическими включениями (5.5)

Последняя плавка из серии

По одной пробе от каждого ручья

По два образца от каждой пробы

Макроструктура (5.6.1)

Первая плавка из серии

По одной пробе от каждого ручья

По одному полно-

профильному темплету из каждой пробы

Механические свойства при растяжении (5.8)

Последняя плавка из серии

Одна проба

Один образец от пробы

Ударная вязкость (5.8)

-

Каждая плавка

-

Каждая плавка

Одна проба

Два образца от пробы

Твердость на поверхности катания головки (5.9.1, 5.9.2)

Каждая плавка

Одна проба

Один образец от пробы

Твердость по поперечному сечению рельса (5.9.1, 5.9.2)

Каждая плавка

-

Последняя плавка из серии

Одна проба

Один образец от пробы

Разность значений твердости на поверхности катания по длине рельса (5.9.3)

Каждая плавка

Не реже одного раза за 8 ч

-

Не реже одного раза в сутки

Три пробы от одного рельса

По одному образцу из каждой пробы

Копровая прочность (5.10)

Каждая плавка

Одна плавка за 12 ч

Одна проба

-

Остаточные напряжения в шейке рельсов (5.11.1)

Не реже одного раза за 8 ч

-

Не реже одного раза в сутки

Одна проба

-

Микроструктура (5.12.1)

Каждая плавка

Одна плавка за 12 ч

Одна проба

Один шлиф

Глубина обезуглероженного слоя (5.12.2)

Каждая плавка

 

Одна проба

Три шлифа

Результаты испытаний, полученные на нетермоупрочненных рельсах, распространяют на рельсы, подвергнутые в дальнейшем термоупрочнению.


На первой плавке в серии проводят два измерения.


Допускается проводить контроль непосредственно на рельсе.


Для рельсов ОТ периодичность контроля микроструктуры - не реже одного раза в сутки.


Примечания


1 Допускается проведение контроля химического состава на соответствие 5.4.1-5.4.3 на пробах, отобранных от НЛЗ или от рельса.


2 Для рельсов категории НТ260, предназначенных для стрелочных переводов, допускается проводить испытания на растяжение выборочно (для каждой 20-й плавки) с расчетной оценкой механических свойств остальных плавок регрессионным анализом.


3 Прочерк означает, что для рельсов данного назначения и вида термоупрочнения контроль данного показателя или его проведение на пробах/образцах не предусмотрен.