ГОСТ Р 70531-2022/ISO/TS 14092:2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА
Требования и руководство по планированию адаптации для органов местного самоуправления и сообществ
Adaptation to climate change. Requirements and guidance on adaptation planning for local governments and communities
ОКС 13.020.40
Дата введения 2023-06-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") совместно с Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 "Экологический менеджмент и экономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2022 г. N 1471-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 14092:2020* "Адаптация к изменениям климата. Требования и руководство по планированию адаптации для органов местного самоуправления и сообществ" (ISO/TS 14092:2020 "Adaptation to climate change - Requirements and guidance on adaptation planning for local governments and communities", IDT)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Подготовка к рискам, связанным с изменением климата, и планирование адаптации на уровне местных органов власти и сообществ необходимы для обеспечения безопасности общества, а также для его экономического, экологического и социального благополучия. Изменения климата часто отражаются в виде наводнений, аномально жаркой погоды, засух, береговой эрозии и других последствий, выявляемых по всему миру, которые представляют угрозу для жизни, имущества, экономического благополучия и экосистем. Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата (IPCC) прогнозирует, что глобальное потепление, вызванное антропогенными выбросами в прошлом, сохранится в течение столетий и тысячелетий и будет продолжать вызывать дальнейшие долгосрочные изменения в климатической системе, такие как повышение уровня моря, с соответствующими последствиями.
Настоящий стандарт представляет собой руководство для местных органов власти и сообществ по подготовке к таким угрозам и связанным с ними рискам. В стандарте отмечается, что последствия, вызванные изменением климата, широко варьируются от региона к региону и непосредственно влияют на благосостояние сообществ и местных органов власти, включая предлагаемые ими общественные услуги, а также на безопасность и защищенность людей, находящихся под их юрисдикцией. Местные органы власти и сообщества несут ответственность за лидерство в планировании и подготовке к управлению этими рисками.
Также в стандарте приведено описание разработки плана адаптации на уровне местных органов власти и сообществ. Процесс планирования подробно описывает, зачем и как создавать соответствующую (хорошо структурированную и совместную) структуру управления и элементы процессов планирования и осуществления адаптации. Эти подробности включают в себя создание группы содействия, оценку рисков и разработку эффективного плана, мониторинг хода реализации адаптации и оценку ее достижений с целью улучшения плана. Представленный поэтапный процесс позволяет адаптировать местный план адаптации к климатическим, экологическим и социальным условиям в каждом конкретном случае. Настоящий стандарт призван помочь с разработкой надежного, эффективного плана адаптации, который может быть реализован, способствуя продвижению соответствующих климатических проектов сегодня и в будущем.
Важно отметить, что климат меняется, а планирование и реализация адаптации - это процесс постоянного улучшения и обучения, который требует постоянного внимания и действий. Настоящий стандарт поможет местным органам власти и сообществам в принятии первоначальных мер по созданию безопасного, социально и экономически защищенного общества, которое будет устойчиво к нынешним и будущим последствиям изменения климата.
Примечание - Схему читать по часовой стрелке.
Рисунок 1 - Структура настоящего стандарта
В настоящем стандарте приведены требования и руководство по планированию адаптации для местных органов власти и сообществ.
Настоящий стандарт предлагает помощь органам местного самоуправления и сообществам в адаптации к изменениям климата на основе оценки уязвимости, воздействий и рисков. В работе с соответствующими заинтересованными сторонами он также помогает определять приоритеты, разрабатывать и актуализировать план адаптации.
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:
- платформа просмотра онлайн ИСО: доступна по адресу https://www.iso.org/obp;
- Электропедия МЭК: доступно по адресу http://www.electropedia.org/
3.1 адаптация к изменениям климата (adaptation to climate change; climate change adaptation): Процесс корректировки под реально существующий климат или прогнозируемое состояние климата (3.3) и его воздействия.
Примечание 1 - В среде обитания человека процесс адаптации направлен либо на смягчение (или предотвращение) последствий изменения климата, либо на использование благоприятных возможностей, связанных с изменением климата.
Примечание 2 - В некоторых ненарушенных экологических системах вмешательство человека может способствовать корректировке под ожидаемое изменение климата и его воздействие.
[ИСО 14090:2019, 3.1]
3.2 адаптивная способность (adaptive capacity): Способность систем, учреждений, структурных подразделений и людей компенсировать возможный ущерб от изменения климата, реагировать на его последствия или использовать благоприятные возможности, связанные с его изменением.
Примечание 1 - Способность справляться с изменениями определяется как способность людей, организаций (3.17) и систем, используя имеющиеся навыки, ресурсы и возможности, решать проблемы, управлять и преодолевать неблагоприятные условия.
[ИСО 14090:2019, 3.2, с изменениями: добавлено примечание 1 к термину]
3.3 климат (climate): Статистическое описание погоды с помощью усредненных климатических показателей и их соответствующей изменчивости на временных интервалах от нескольких месяцев до нескольких тысяч или даже миллионов лет.
Примечание 1 - Традиционный период усреднения климатических показателей, согласно определению Всемирной метеорологической организации, составляет 30 лет.
Примечание 2 - Наиболее значимыми климатическими показателями (параметрами) чаще всего называют такие атмосферные параметры, как температура, количество осадков и ветер.
[ИСО 14090:2019, 3.4]
3.4 изменение климата (climate change): Изменение климата (3.3), которое может сохраняться на протяжении длительного периода (обычно - десятилетия или более).
Примечание 1 - Изменение климата можно определять, например, методом статистического тестирования (по изменениям средних значений, изменчивости).
Примечание 2 - Изменение климата может вызываться как естественными процессами, протекающими в климатической системе, так и внешними воздействиями, например циклами солнечной активности, извержениями вулканов и непрерывными антропогенными изменениями в составе атмосферы или почвы.
[ИСО 14090:2019, 3.5]
3.5 климатическая проекция (climate projection): Моделирование реакции климата (3.3) на определенный сценарий будущих выбросов или концентрации парниковых газов и аэрозолей, как правило, получаемое на основе климатических моделей.
Примечание 1 - Климатические проекции отличают от климатических прогнозов с тем, чтобы подчеркнуть, что прогнозы зависят от используемых сценариев выбросов, концентраций и радиационного воздействия, основанных на предположениях о будущем социально-экономическом и технологическом развитии, которые могут быть реализованы либо не реализованы.
[Адаптировано из IPCC, 2014]
3.6 сценарий изменения климата (climate scenario): Правдоподобное и часто упрощенное представление будущего климата (3.3), основанное на внутренне согласованном наборе климатологических связей, который был сформирован для конкретного использования при исследовании потенциальных последствий антропогенного изменения климата (3.4).
Примечание 1 - Сценарий изменения климата часто служит входными данными для моделей воздействий (3.10).
[Адаптировано из IPCC, 2014]
3.7 сообщество (community): Группа людей с определенным сочетанием обязанностей, видов деятельности, взаимоотношений и с общими интересами в отношении воздействий (3.10) изменения климата (3.4).
Примечание 1 - Сообществом также может быть организация (3.17) или институт (больница, школа, группа волонтеров и т.д.), состоящая из группы людей, живущих или работающих в одном месте или имеющих общие характерные особенности.
3.8 воздействие климата (exposure): Влияние климата на жизнедеятельность людей, средства их существования, биологические виды или экосистемы, экологические функции, услуги и ресурсы, инфраструктуры, а также на экономические, социальные или культурные ценности на определенных территориях и при определенных условиях.
Примечание 1 - Воздействие может изменяться со временем, например в результате градостроительного развития или изменения режима землепользования.
[ИСО 14090:2019, 3.6, с изменениями: изменено примечание 1 к термину]
3.9 опасность (hazard): Потенциальный источник вреда.
Примечание 1 - Потенциальная опасность может грозить гибелью, травмой и иными воздействиями (3.10) на состояние здоровья людей, ущербом имуществу, инфраструктуре, средствам существования, предоставлению услуг, экосистемам и природным ресурсам.
Примечание 2 - В настоящем стандарте этот термин обычно относится к реальным событиям или к тенденциям, связанным с изменением климата, или к его физическим воздействиям.
Примечание 3 - Опасность включает как медленно развивающиеся (например, небольшое повышение температуры в течение длительного периода времени), так и экстремальные климатические условия (период аномально жаркой погоды или оползни) или повышенную изменчивость климата.
[ИСО 14090:2019, 3.7]
3.10 воздействие (impact): Влияние на природные или человеческие системы.
Примечание 1 - В контексте изменения климата (3.4) термин "воздействие" применяется в первую очередь для указания влияния экстремальных погодных и климатических явлений (или изменения климата) на природные или человеческие системы. Воздействие обычно ассоциируется с влиянием на живые организмы, средства существования, здоровье, экосистему, экономику, общество в целом, культуру, возможность получения необходимых благ и инфраструктуру вследствие изменения климата или опасных (3.9) климатических явлений, происходящих в некоторый момент времени, а также уязвимости (3.21) общества или системы. Воздействия также могут рассматриваться в виде последствий или конечных результатов. Воздействия изменения климата на геофизические системы, включая наводнения, засухи, повышение уровня Мирового океана, относятся к "физическим воздействиям".
[ИСО 14090:2019, 3.8]
3.11 постепенное изменение (incremental change): Небольшие корректировки в направлении определенного результата.
3.12 индикатор (показатель) (indicator): Количественный, качественный или бинарный параметр, который может быть измерен или описан в соответствии с заданным критерием.
[ИСО 13065:2015, 3.27]
3.13 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация (3.17), которые могут влиять на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их влиянию или воспринимать себя в качестве последних.
Пример - Сообщества (3.7), граждане, поставщики, заказчики, регуляторы, неправительственные организации, инвесторы, сотрудники, научные круги.
Примечание 1 - Словосочетание "воспринимать себя в качестве подверженных влиянию" означает, что это восприятие стало известно организации.
[ИСО 14001:2015, 3.1.6, с изменениями: изменен пример]