В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32895 и ГОСТ 34056, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 габарит (железнодорожного) подвижного состава: Поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен быть размещен установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.
Примечание - Габарит железнодорожного подвижного состава - исходное очертание, по которому рассчитывают допускаемые строительные размеры железнодорожного подвижного состава (выполняют вписывание в габарит). В зависимости от метода указанного расчета габариты подвижного состава подразделяют на статические и кинематические.
3.2 габарит приближения строений: Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидроколонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.
3.3 контрольное очертание приближения строений: Внутреннее очертание эксплуатируемых сооружений и устройств, не соответствующих габаритам приближения строений, установленных настоящим стандартом, минимально допустимое для безопасного пропуска подвижного состава конкретного габарита или негабаритного груза.
3.4 внутреннее очертание сооружений и устройств: Свободное пространство, ограниченное относительно оси железнодорожного пути на уровне головок рельсов конструктивными элементами сооружения или устройства с одной или нескольких сторон - справа, слева и/или сверху над уровнем головок рельсов (опоры, мачты, столбы, мосты, тоннели и др.).
3.5 строительное очертание железнодорожного подвижного состава: Поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, получаемое уменьшением габарита железнодорожного подвижного состава по установленному для данного габарита методу, с помощью которого определяют допускаемые строительные размеры, соответствие которым необходимо проверять при испытаниях габаритов железнодорожного подвижного состава.
Примечание - Методы расчетов указанного уменьшения приведены в разделе 7 настоящего стандарта. Примеры расчетов строительного очертания издают отдельно в стандарте организации.
3.6 проектное очертание железнодорожного подвижного состава: Поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, имеющее размеры, уменьшенные по сравнению с размерами строительного очертания на величину допусков, внутри которого должны быть размещены все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкций проектируемого и модернизируемого железнодорожного подвижного состава, имеющие номинальные размеры.
3.7 база железнодорожного подвижного состава , м: Расстояние между направляющими сечениями железнодорожного подвижного состава.
3.8 ограничения размеров железнодорожного подвижного состава: Поперечные и вертикальные смещения железнодорожного подвижного состава, которые в соответствии с применяемой на сети железных дорог системой габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений должны быть учтены в пространстве между габаритом железнодорожного подвижного состава и строительным очертанием вписываемой в него единицы железнодорожного подвижного состава.
Примечания
1 На величину этих смещений (ограничений) подлежит уменьшение исходных очертаний габаритов железнодорожного подвижного состава.