Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70501-2022 Программное обеспечение для коммуникации с символьной поддержкой и экранными карточками для детей-инвалидов с нарушением речевых функций. Общие требования

     2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины c соответствующими определениями:

2.1 ассистирующее устройство: Устройство, используемое как коммуникатор для неговорящих людей (при аутизме, гиперлексии), коммуникативным средством в котором становится экранная карточка, письменная речь, озвученная с помощью программы синтезатора речи/преобразования текста в устную речь.

2.2 экранные карточки: Фотографии, картинки или рисунки с изображением предметов или действий для загрузки в ПО, включающие в себя звуковое сопровождение и подпись.

2.3 навык чтения: Умение понимать содержание читаемого текста, его смысл.

2.4 навык письма: Сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

2.5 планшет: Устройство-коммуникатор, выполненное в виде планшетного компьютера, содержащее коммуникативное ПО, предназначенное для обеспечения коммуникации людей с задержкой психологического развития, расстройствами аутистического спектра и нарушениями речи.

2.6 коммуникативные навыки: Автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций.

2.7 нормальное [нормативное] развитие ребенка: Развитие ребенка, предполагающее отсутствие неблагоприятных изменений в созревании организма, нервной системы ребенка и наличие благоприятной ситуации развития.

2.8 абнормальное развитие ребенка: Развитие ребенка, при котором характерно отклонение, отличное от нормативного, но не достигшее патологической формы, предполагающее наличие неблагоприятных биологических и/или средовых факторов, действие которых может быть успешно компенсировано.

2.9 синкретичность мышления: Детское и примитивное мышление, в котором разнородные представления недифференцированно связываются друг с другом.

2.10 артикуляционная апраксия: Двигательное расстройство, которое подразумевает наличие проблем с произношением звуков, слогов и слов.

2.11 переходные формы речевого общения: Виды речевой деятельности - говорение, слушание, письмо, чтение.

2.12 жизненная ситуация: Понятие, определяющее различные периоды в процессе жизнедеятельности отдельного ребенка, для которых характерно относительное постоянство структур, содержания и направленности движения процессов, составляющих образ жизни.

2.13 стимульный материал: Материал, состоящий из экранных карточек и/или описания словами и/или видео.