5.1 Требуемую конструкцию жестких дорожных одежд выбирают исходя из типовых конструкций согласно ГОСТ Р 59628 или проектируют индивидуально с учетом транспортной нагрузки, климатических условий, особенностей эксплуатации и т.д.
5.2 Толщину h монолитного цементобетонного покрытия или основания определяют расчетом. Толщина бетонных покрытий должна быть, как правило, одинаковой по всей ширине проезжей части. Допускается увеличение толщины крайних полос для обеспечения проезда тяжелых автомобилей.
5.3 Бетонные покрытия могут быть однослойными или двухслойными, устраиваемыми методом сращивания слоев "свежий по свежему" с раздельной укладкой и уплотнением каждого слоя с небольшим временным интервалом, обеспечивающим их сращивание в монолитную конструкцию без потери заданных свойств. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять колейные покрытия в виде полос бетона, в том числе имеющие слои износа и армированные сеткой и/или дюбелями, анкерами.
Дорожные покрытия из монолитного цементобетона могут быть выполнены однослойными:
- без армирования;
- с сетчатым армированием как по площади плиты, так и с непрерывным сетчатым армированием участков большой протяженности (сплошное армирование);
- с армированием дюбелями и анкерами между плит, в том числе с сетчатым армированием плит, и двухслойными:
- с армированием дюбелями и анкерами между плит, в том числе с сетчатым армированием плит.
5.4 В конструкциях монолитных цементобетонных оснований сетчатое армирование или армирование дюбелями и анкерами не применяется.
5.5 Наиболее технологичными являются монолитные неармированные цементобетонные покрытия с более толстыми слоями по сравнению с равнопрочными армированными сетчатой арматурой. С целью предотвращения вертикального и горизонтального смещений плит от нагрузок и климатических факторов предусматривается армирование только в продольных и поперечных деформационных швах дюбелями и анкерами. Пазы швов заполняют герметизирующим материалом.
5.6 Для обеспечения независимых горизонтальных перемещений слоя покрытия и слоя основания в конструкциях дорожных одежд может быть предусмотрена разделительная прослойка из полиэтиленовой пленки, геосинтетических или других материалов, предусмотренных проектом.
5.7 В покрытии и основании устраивают продольные и поперечные швы (сжатия, расширения, технологические), делящие покрытие на плиты определенной длины и ширины. Бетон на участке шва должен иметь одинаковые свойства и достигать одинаковой прочности с остальным покрытием. Метод устройства шва должен обеспечивать предусмотренные размеры шва по всей глубине и по всей ширине шва. Заблаговременное вырезание шва требуется для предотвращения неконтролируемого трещинообразования в плитах при наборе прочности бетона.
Возможность возникновения трещин, особенно в первые сутки после укладки, могут быть обусловлены разностью температур внутри уложенного бетона между центральными слоями, которые разогреваются в результате гидратации цемента, и поверхностными слоями, которые могут быстро охлаждаться под воздействием холодного воздуха в ночное время или нагреваться в результате солнечного излучения в дневное время. При возникновении рисков появления трещин следует предусмотреть специальные мероприятия. Например, чрезмерное разогревание бетона может быть снижено с помощью пленкообразующей жидкости для ухода за бетоном с повышенным коэффициентом яркости (уровнем белого). Для предотвращения быстрого охлаждения свежеуложенного бетона могут быть использованы теплоизоляционные материалы для защиты бетона до момента прорезания швов и т.д.
5.8 Деформационные швы в цементобетонном покрытии, как правило, должны совпадать со швами в основании, независимо от наличия разделительной прослойки между цементобетонными слоями и его толщины, или отстоять от них не более чем на 10 см.