Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70433-2022 Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (система антимонопольного комплаенса) в организации

Введение


К 2019 году в Российской Федерации в целом сложилась система антимонопольного законодательства, обеспечивающего эффективное применение институтов защиты конкуренции в соответствии с Федеральным законом [1]. С учетом принятия "четвертого антимонопольного пакета", вступившего в силу в 2016 году, антимонопольное законодательство России признано соответствующим международным стандартам и позволяет обеспечить защиту конкуренции на высоком уровне. Вместе с тем развитие экономических отношений с учетом изменений глобальной экономики требует постоянного принятия оперативных мер, представляющих собой создание адекватных инструментов и механизмов предотвращения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Среди таких мер в соответствии с [2] предусмотрены совершенствование антимонопольного законодательства и практики его применения, в том числе развитие превентивных механизмов антимонопольного контроля: внедрение на законодательном уровне норм, стимулирующих принятие антимонопольного комплаенса (системы мер, направленных на обеспечение соблюдения требований антимонопольного законодательства) хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления. Федеральным законом [3] в базовый Федеральный закон [1] была введена статья 9.1 "Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства". Мировой и зарубежный опыт, а также передовая российская корпоративная практика свидетельствуют о том, что одними из таких эффективных инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и снижения антимонопольных рисков для компаний являются разработка и внедрение антимонопольного комплаенса - системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Настоящий стандарт вводится в целях создания механизмов, стимулирующих принятие по единым правилам и процедурам антимонопольного комплаенса в организациях в соответствии с антимонопольным законодательством и повышения национальной конкурентоспособности при переходе к цифровой экономике.

Согласно Стратегии [4] формирование цифровой экономики отнесено к национальным интересам России, включая:

- формирование новых рынков, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, и обеспечение лидерства на этих рынках за счет эффективного развития российской экосистемы цифровой экономики (крупных российских организаций в сфере информационных и коммуникационных технологий);

- повышение конкурентоспособности российских высокотехнологичных организаций на международном рынке;

- обеспечение технологической независимости и безопасности инфраструктуры, используемой для продажи товаров и оказания услуг российским гражданам и организациям;

- защиту граждан от контрафактной и некачественной продукции;

- совершенствование антимонопольного законодательства, в том числе при предоставлении программного обеспечения, товаров и услуг с использованием сети Интернет лицам, находящимся на территории Российской Федерации;

- развитие торговых и экономических связей со стратегическими партнерами Российской Федерации, в том числе в рамках ЕАЭС.

Согласно Консультативному заключению Суда Евразийского экономического союза от 4 апреля 2017 г. N СЕ-2-1/1-17-БК "О разъяснении положений статей 74, 75, 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014", конкурентное право Союза включает три вида политик:

- единую конкурентную (антимонопольную) политику Союза (наднациональное регулирование) для защиты конкуренции на трансграничных рынках;

- скоординированную конкурентную (антимонопольную) политику для защиты конкуренции на национальных рынках государств - членов ЕАЭС, в том числе скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции;

- согласованную конкурентную (антимонопольную) политику в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств - членов ЕАЭС.