Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70390-2022 Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Социокультурное программирование. Основные требования и процессы

     2 Термины, определения и сокращения

2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1.1 общественное пространство: Территория общего пользования, свободная от транспорта и предназначенная для использования неограниченным кругом лиц в целях досуга и свободного доступа к объектам общественного назначения, включая: парки, сады, улицы, площади, скверы, набережные и другие публичные территории.

2.1.2 вовлечение граждан в развитие городской среды: Создание механизмов гражданского участия и совместного принятия решений для всех заинтересованных сторон и потенциальных пользователей территории, включая участие в выборе территорий, приоритетных для развития, выявление ценностей и проблем, требующих решения, определение целей и задач развития, определение сценариев функционального использования и архитектурного облика территории, участие в реализации программы развития общественной территории.

2.1.3 развитие городской среды: Комплекс мер, реализуемых федеральными, региональными и муниципальными органами власти для создания, корректировки и реализации документов и проектов стратегического и территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки и межевания территории, архитектурно-строительного проектирования и благоустройства территорий с целью формирования комфортной городской среды в муниципальных образованиях и регионах Российской Федерации.

2.1.4 социокультурное программирование общественного пространства: Процесс разработки комплекса мероприятий, направленных на организацию социальной и культурной деятельности на территории, развитие различных форм досуга и взаимодействия, трансляцию ценностей, смыслов и уникальности конкретной территории с учетом ее особенностей, проблем, реальных запросов и участия граждан.

2.1.5 социально-культурная программа общественного пространства: Совокупность организационных, хозяйственных, экономических, культурных мероприятий, формирующих и поддерживающих социальную и культурную деятельность на территории, транслирующих смыслы и ценности, характерные для конкретной территории, жителей и сообществ.

2.1.6 соучаствующее проектирование: Процесс проектирования с участием всех заинтересованных сторон: жителей, местных сообществ, представителей бизнеса, некоммерческих организаций и административных структур, владельцев и арендаторов земельных участков, инвесторов, экспертов, различных социальных и культурных групп и других заинтересованных в проекте сторон для определения целей и задач развития территории, выявления истинных проблем, ценностей и потребностей, совместного принятия решений и повышения эффективности проекта.

2.1.7 интересанты проекта (стейкхолдеры): Стороны, заинтересованные в проекте развития среды, на которых проект влияет или потенциально может влиять (местные жители, городские сообщества, общественные объединения, активисты, локальный бизнес, инвесторы, экспертное сообщество, представители социальных, культурных и образовательных институций, будущие пользователи территории и другие).

2.1.8 инструменты вовлечения граждан: Мероприятия, направленные на вовлечение граждан в проекты развития городской среды, включая выбор приоритетных территорий, определение задач по благоустройству территорий, сбор идей и инициатив, разработку функциональной и социокультурный программы места, совместную реализацию проекта, постоценку проекта, событийное наполнение территории и другие.

2.1.9 проектный семинар: Один из инструментов вовлечения горожан, открытая встреча интересантов проекта для совместного принятия решений (выбора объекта, обсуждения технического задания, концептуального или эскизного проекта), проходящая в интерактивном формате с использованием групповой работы, на основе которой разрабатывают проект либо вносят правки в него.

2.1.10 функциональное программирование территории: Определение сценариев использования территории различными группами граждан в течение разного времени суток и сезонов, включая сценарии активного и спокойного отдыха, прогулки и занятие различными видами спорта, игровые и образовательные сценарии для детей и подростков, сценарии зимнего использования, выгул и тренировку собак и другие сценарии, которые могут быть уместными и эффективными для развития и функционирования конкретной территории.

2.1.11 рабочая группа проекта: Открытый консультационный и наблюдательный орган, в который входят представители ключевых интересантов проекта для обеспечения соответствия проекта решаемым задачам, а его реализации - проектным решениям.

2.1.12 постоценка проекта: Процесс оценки реализованного проекта развития территории с позиции реального использования территории различными группами граждан, анализа функционирования территории и ее отдельных зон в разное время для определения эффективности проекта, понимания удачных и неудачных решений, анализа пользовательского опыта, корректировки процесса управления и содержания территории.

2.1.13 общественное задание на проектирование: Публичный и общедоступный документ, обобщающий предложения и пожелания граждан (и отдельных групп), заинтересованных в развитии территории, включая обозначение проблем и ценностей, формирование общих принципов развития и благоустройства территории, определение функциональной и социально-культурной программы места, формирование культурной идентичности и других качественных и технико-экономических параметров проекта, разработанный с участием граждан.