ГОСТ Р 70390-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Социокультурное программирование. Основные требования и процессы
Comprehensive improvement and exploitation of urban areas. Socio-cultural programming. Basic requirements and processes
ОКС 03.080.10
Дата введения 2023-05-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "РСТ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 "Услуги (работы) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. N 1097-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт распространяется на процесс организации гражданского участия, подразумевающий определение проблем, ценностей, целей, задач, функциональной программы и архитектурного облика общественного пространства со всеми заинтересованными участниками городской жизни и потенциальными пользователями общественного пространства, а также участие жителей в реализации программы развития общественной территории.
2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1 общественное пространство: Территория общего пользования, свободная от транспорта и предназначенная для использования неограниченным кругом лиц в целях досуга и свободного доступа к объектам общественного назначения, включая: парки, сады, улицы, площади, скверы, набережные и другие публичные территории.
2.1.2 вовлечение граждан в развитие городской среды: Создание механизмов гражданского участия и совместного принятия решений для всех заинтересованных сторон и потенциальных пользователей территории, включая участие в выборе территорий, приоритетных для развития, выявление ценностей и проблем, требующих решения, определение целей и задач развития, определение сценариев функционального использования и архитектурного облика территории, участие в реализации программы развития общественной территории.
2.1.3 развитие городской среды: Комплекс мер, реализуемых федеральными, региональными и муниципальными органами власти для создания, корректировки и реализации документов и проектов стратегического и территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки и межевания территории, архитектурно-строительного проектирования и благоустройства территорий с целью формирования комфортной городской среды в муниципальных образованиях и регионах Российской Федерации.
2.1.4 социокультурное программирование общественного пространства: Процесс разработки комплекса мероприятий, направленных на организацию социальной и культурной деятельности на территории, развитие различных форм досуга и взаимодействия, трансляцию ценностей, смыслов и уникальности конкретной территории с учетом ее особенностей, проблем, реальных запросов и участия граждан.
2.1.5 социально-культурная программа общественного пространства: Совокупность организационных, хозяйственных, экономических, культурных мероприятий, формирующих и поддерживающих социальную и культурную деятельность на территории, транслирующих смыслы и ценности, характерные для конкретной территории, жителей и сообществ.
2.1.6 соучаствующее проектирование: Процесс проектирования с участием всех заинтересованных сторон: жителей, местных сообществ, представителей бизнеса, некоммерческих организаций и административных структур, владельцев и арендаторов земельных участков, инвесторов, экспертов, различных социальных и культурных групп и других заинтересованных в проекте сторон для определения целей и задач развития территории, выявления истинных проблем, ценностей и потребностей, совместного принятия решений и повышения эффективности проекта.
2.1.7 интересанты проекта (стейкхолдеры): Стороны, заинтересованные в проекте развития среды, на которых проект влияет или потенциально может влиять (местные жители, городские сообщества, общественные объединения, активисты, локальный бизнес, инвесторы, экспертное сообщество, представители социальных, культурных и образовательных институций, будущие пользователи территории и другие).
2.1.8 инструменты вовлечения граждан: Мероприятия, направленные на вовлечение граждан в проекты развития городской среды, включая выбор приоритетных территорий, определение задач по благоустройству территорий, сбор идей и инициатив, разработку функциональной и социокультурный программы места, совместную реализацию проекта, постоценку проекта, событийное наполнение территории и другие.
2.1.9 проектный семинар: Один из инструментов вовлечения горожан, открытая встреча интересантов проекта для совместного принятия решений (выбора объекта, обсуждения технического задания, концептуального или эскизного проекта), проходящая в интерактивном формате с использованием групповой работы, на основе которой разрабатывают проект либо вносят правки в него.
2.1.10 функциональное программирование территории: Определение сценариев использования территории различными группами граждан в течение разного времени суток и сезонов, включая сценарии активного и спокойного отдыха, прогулки и занятие различными видами спорта, игровые и образовательные сценарии для детей и подростков, сценарии зимнего использования, выгул и тренировку собак и другие сценарии, которые могут быть уместными и эффективными для развития и функционирования конкретной территории.
2.1.11 рабочая группа проекта: Открытый консультационный и наблюдательный орган, в который входят представители ключевых интересантов проекта для обеспечения соответствия проекта решаемым задачам, а его реализации - проектным решениям.
2.1.12 постоценка проекта: Процесс оценки реализованного проекта развития территории с позиции реального использования территории различными группами граждан, анализа функционирования территории и ее отдельных зон в разное время для определения эффективности проекта, понимания удачных и неудачных решений, анализа пользовательского опыта, корректировки процесса управления и содержания территории.
2.1.13 общественное задание на проектирование: Публичный и общедоступный документ, обобщающий предложения и пожелания граждан (и отдельных групп), заинтересованных в развитии территории, включая обозначение проблем и ценностей, формирование общих принципов развития и благоустройства территории, определение функциональной и социально-культурной программы места, формирование культурной идентичности и других качественных и технико-экономических параметров проекта, разработанный с участием граждан.
2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ДК - дом культуры;
МГН - маломобильные группы населения;
НКО - некоммерческая организация;
ООПТ - особо охраняемые природные территории;
ПСД - проектно-сметной документации*;
СМР - строительно-монтажных работы*;
ТЗ - техническое задание;
ТОС - территориальное общественное самоуправление;