6.5.1 Технические требования и условия расчета
Шарнир должен быть снабжен удерживающим устройством, препятствующим осевому смещению оси.
В настоящем стандарте представлены методы подтверждения работоспособности шарнирных соединений, состоящих из нескольких проушин, соединенных осью и загруженных растягивающей силой (рисунок 10), в которых:
- относительные повороты соединенных элементов, возникающие в процессе работы машины, весьма малы;
- ось и отверстие выполнены с допусками, обеспечивающими зазор в соединении не более чем при посадке h12/H12 по ГОСТ 25346, в случае реверсивных нагрузок требуются более жесткие допуски.
Если перемещения соединяемых шарниром элементов существенны, то следует предусматривать конструктивные меры для снижения износа деталей шарнира.
Работоспособность ответственных шарнирных узлов целесообразно анализировать с помощью метода конечных элементов.
- сила, создаваемая моментом , приходящаяся на i-й болт
Рисунок 9 - Схема нагружения болтов во фланцевом соединении, загруженном моментом My
Рисунок 10 - Схема шарнира с проушиной